Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Киму Габрельяну, самому младшему из четырех детей в семье Габрельян, было 14 лет, когда началась Великая Отечественная война. Мама работала уборщицей, и с ней в городе Грозном Чечено-Ингушской АССР жил один только младший сын. Старшие дети, уже взрослые, разъехались.

Как вспоминает Ким Джемшудович, он, услышав по радио известие о начале войны, не вполне еще осознал, что произошло, а вот мама начала плакать.

Мальчик, как и его сверстники, рвался на фронт — хотел сражаться с фашистами.

В 1941 году война стала стремительно приближаться к их дому.

Старший брат Григорий был призван на фронт из Средней Азии, он отправил в Грозный свою семью — жену и троих детей.

Ким трудился на заводе «Красная кувалда», где таким, как он, мальчишкам поручали делать то, что им по силам, — все, что было необходимо для конной упряжи. Ведь, как известно, тогда главной тягловой силой были лошади.

В 1942-м враг уже находился на подступах к Грозному, город бомбили, одним из самых страшных воспоминаний была бомбежка нефтяных хранилищ. Клубы черного дыма, мощное зарево от горящей нефти было видно издалека, горящая нефть растеклась по улицам Заводского района.

Ким помогал бойцам из располагавшейся в Грозном 4-й морской бригады. И они, с ведома командира, взяли Кима с собой, сыном полка.

Он просил маму не отправлять писем, она и писать-то толком не могла. Но мать благословила и молилась за него. С августа 1942 года по апрель 1943-го Ким Габрельян — автоматчик 4-й гвардейской стрелковой морской бригады, затем — орудийный номер 85-мм орудий 266-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, позже — 329-го зенитно-артиллерийского полка. С апреля 1944-го до Дня Победы — разведчик 176-го стрелкового полка.

Трижды был ранен, но всякий раз не долечивался и убегал в свою часть. За войну прошел Румынию, Югославию, Венгрию, Болгарию, Чехословакию, Австрию.

— В Венгрии, на Дунае, есть город Эстергом, — рассказывает об одном из боев Ким Габрельян. — Был такой эпизод. Наша часть выдвинулась вперед, с трех сторон оказались немцы. Ночью появились катера. Чьи? Не поймешь. Стали стрелять по ним, а оттуда — как завернут громким, крепким словцом по-русски! Поняли, что это свои. Немцы, похоже, в это время решили: «Раз русские палят, значит, это наши катера» — и пропустили их. Потом, уже после войны, хотел разыскать того красноречивого бойца, но опоздал — он ушел из жизни.

День Победы герой войны встретил в Линце. Радость победы смешалась с горечью от увиденного в фашистском концлагере Маутхаузен близ Линца.

— Представьте, один из узников ростом 185 см весил 32 кг, все бывшие узники просили побольше еды, кричали на нас и ругали, но им нельзя было давать много пищи, иначе — смерть. Потом, правда, они опомнились и осознанно отнеслись к постепенному восстановлению своих сил. Но даже смотреть на них мне, уже немало пережившему на фронте, было страшно, — говорит Ким Джемшудович.

Он награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», медалью Жукова, многочисленными юбилейными медалями. 

По его словам, ему очень дорога первая медаль «За отвагу» и самая значимая и тяжелее всех доставшаяся — медаль «За взятие Будапешта». Первую награду Ким получил за то, что они с товарищами группой доставили в штаб «языка», а масштабность и ожесточенность военных действий при взятии Будапешта просто невозможно описать.

Ким демобилизовался в декабре 1946 года, вернулся в Грозный.

Нужно было приступать к работе, и 19-летний фронтовик был готов ко всему. На Грозненском нефтеперерабатывающем заводе приобрел профессию оператора нефтяной промышленности.

Обкомом комсомола был направлен в систему сельского хозяйства. В 1953 году прошел полугодичное обучение в Черноморском техникуме и получил диплом механика широкого профиля.

В 1954 году, когда работал на МТС — машинно-тракторной станции, — были востребованы сварщики, поэтому решил во что бы то ни стало научиться и этому ремеслу. В Майкоп переехал уже в 1986 году, тут начал работать на кирпичном заводе.

У него двое детей, восемь внуков и внучек, две правнучки. Участник Великой Отечественной войны до сих пор в боевом строю — проводит беседы с детьми и студентами, участвует во всех патриотических мероприятиях. 

Ким Джемшудович — пример для подражания, особенно для подрастающего поколения. Несмотря на свой почтенный возраст, каждое утро он пешком ходит к городскому бассейну, купается, занимается на тренажерах, посещает вечера танцев в ГДК «Гигант» и в горпарке.

Как и все люди его поколения, он довольствуется малым, радуется каждой минуте мирной жизни, понимая, как и его товарищи-ветераны, какой ценой досталось это мирное небо над головой. Боль в его голосе слышна, когда он рассказывает о не вернувшихся с войны однополчанах. Их он еще раз вспомнит в День памяти и скорби.

Марина Лебедева.

Фото автора.

22.06.2016 в 10:30
Возрастная категория материалов: 16+