Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Парад Победы в Москве был задуман для того, чтобы воздать почести советским воинам-победителям, и как акт уничижения побежденных гитлеровцев.

Приказ Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина №370 о проведении Парада Победы от 23 июня 1945 года был опубликован в «Правде» и во всех остальных центральных газетах. В нем говорилось: «В ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне назначаю 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади парад войск действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона — Парад Победы».

Как видим, приказ о проведении парада был обнародован за день до этого знаменательного события, но готовиться к нему начали заранее в соответствии с другим приказом Верховного Главнокомандующего, который не разглашался: знали о нем в штабе Верховного Главного Командования и командующие фронтами.

Командующим было приказано сформировать для участия в параде победителей сводные полки из самых лучших воинов — Героев Советского Союза, полных кавалеров солдатского ордена Славы и других бойцов, многократно награжденных боевыми орденами и медалями. И еще было одно условие: рост участников парада — не менее 180 см. Может, кому-то сейчас это покажется странным, но тогда воспринималось нормально: солдат-победитель должен выглядеть настоящим былинным богатырем. Отбор по всем этим параметрам был строгим. Как вспоминал уже ушедший из жизни Герой Советского Союза наш земляк Михаил Гурьев, на парад он мог бы и не попасть, если бы не особая хитрость и мастерство полкового сапожника, который добавил 2 сантиметра к росту Героя. Сам Михаил Гурьев рассказывал, что на параде он в этих сапогах на высоком каблуке прошагал бодро, а потом ходить стало труднее — покачивало в стороны, и он попросил полкового сапожника убрать с каблуков лишние сантиметры.

Тренироваться участники парада начали в расположении своих воинских частей. А потом был сформирован железнодорожный эшелон, который вышел с самой западной точки — 

2-го Украинского фронта — и останавливался по мере продвижения на восток, забирая будущих участников парада других фронтов. После двадцатых чисел мая эшелон прибыл в Москву. Понятно, что трудно было разместить такое число солдат и офицеров в послевоенной Москве. Одни жили в казармах Московского гарнизона, другие в палаточных городках. Тренировались на стадионах, пустырях.

Как вспоминал один из участников парада Геннадий Гридин, в свободное от тренировок время их возили в Москву на экскурсии. Москвичи, каким-то чудом узнававшие, кто перед ними, тепло и сердечно приветствовали воинов-победителей.

А другой участник Парада Победы Александр Абрикосов рассказывал, как им привезли новенькую форму — совершенно непохожую на ту, которую носили в войну солдаты и офицеры. Это были зеленые мундиры, темно-синие брюки-галифе, хромовые сапоги и новенькие каски. Форму тщательно подбирали каждому воину. Если что не так, полковые портные тщательно подгоняли одежду. Переоделись — и действительно стали похожи на былинных богатырей.

Участник парада Махмуд Кучмезов вспоминал, что ночью с 21 на 22 июня была проведена генеральная репетиция Парада Победы на Красной площади. Прошагали мимо трибуны Мавзолея так, как это предстояло сделать на самом параде. 

О том, как проходил Парад Победы, написано много. Как рассказал единственный доживший до наших дней участник парада Геннадий Смирнов, к 9 часам 24 июня были заполнены гостевые трибуны Мавзолея. К 10 часам на главную трибуну поднялись руководители Коммунистической партии и Советского государства во главе с Верховным Главнокомандующим Иосифом Сталиным.

Под бой курантов из Спасских ворот на белом коне выехал принимающий парад маршал Георгий Жуков. На вороном коне навстречу ему выехал командующий парадом маршал Константин Рокоссовский. После рапортов два выдающихся советских военачальника объехали выстроившиеся сводные полки, здороваясь отдельно с личным составом каждого. Над Красной площадью гремело многоголосое «Здравия желаем, товарищ маршал!».

Погода участников парада не порадовала. Небо заволокло тучами, моросил мелкий дождик. Но, как вспоминал Александр Абрикосов, на дождь никто не обращал внимания — все чеканили шаг с гордо поднятыми головами с равнением направо при прохождении мимо трибуны Мавзолея. Сначала прошли полки Карельского, Ленинградского фронтов, затем всех остальных. Не помешал дождь и многочисленным зрителям, расположившимся по обе стороны площади на специально сооруженных для этого скамьях. Москвичи бросали воинам-победителям букеты цветов.

Настал кульминационный момент парада: двести бойцов — самых высоких, истинных богатырей — под барабанный бой пронесли склоненные до земли гитлеровские знамена и штандарты и с презрением побросали их на землю.

В знаменитом Параде Победы участвовали и другие наши земляки. Среди них Дмитрий Стаканов, начавший боевой путь при прорыве «Голубой линии» в 1943 году под станицей Крымской и закончивший его в Восточной Пруссии в мае 1945 года. Был сержант Стаканов разведчиком. За мужество и отвагу он награжден тремя орденами Славы, стал полным кавалером этого солдатского ордена.

Прошел парадным шагом по Красной площади и уроженец аула Панахес Аюб Абадзе. В начале войны он окончил Таганрогское военное бомбардировочное училище и стал летчиком в 224-й штурмовой авиадивизии. За войну он сделал множество боевых вылетов, в результате которых было уничтожено много живой силы и техники противника, гитлеровских оборонительных сооружений. Он награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды и многими медалями.

Майкопчанин Сергей Сивикян тоже был участником Парада Победы. На фронт он ушел сразу после школьного выпускного бала. Воевал в саперном батальоне. О том, как воевал, говорят награды — сапер был удостоен трех орденов Славы.

Уроженец аула Эдепсукай Пшисавкан Чич удостоился особой чести — был приглашен на правительственный прием в Кремль. На фронте он был разведчиком 1511-го самоходного артиллерийского полка. За годы войны Пшисавкан Чич был шесть раз ранен, но каждый раз, едва поправившись, возвращался в полк. Подвиг Пшисавкан Чич совершил 15 января 1945 года. В тяжелой боевой обстановке выбыл из строя офицер связи. Сержант Чич заменил его и обеспечил связь своего полка с вышестоящими штабами. За это он был награжден орденом Красной Звезды.

Его пригласительный билет на этот прием хранится в Национальном музее РА. А в воспоминаниях Пшисавкана Салиховича рассказывается, насколько торжественно и хлебосольно было на этом приеме, какие тосты и здравицы в честь советских воинов-победителей произносили Верховный Главнокомандующий, выдающиеся советские полководцы.

Дмитрий Крылов.

23.06.2016 в 11:38