Вместе от беды спасались
К концу тридцатых годов неизбежность войны становилась все очевиднее. Советские люди готовились к защите Отечества. В 1937 году мой отец Юнус Закиреевич Дзыбов и его брат Бахчерий поступили в артиллерийское училище в Краснодаре. После окончания училища моего отца направили на продолжение учебы в Москву в военную академию, а его брата, моего дядю Бахчерия, — в воинскую часть в город Новороссийск.
В 1940 году отец окончил учебу в академии. Его направили комиссаром в 250-й артиллерийский полк, который дислоцировался тогда недалеко от западной границы СССР в городе Белостоке. Туда же переехала и моя мать. По ее рассказам, местные жители очень хорошо относились к ней. Тогда вообще никто не делил людей по национальности.
Но вернемся к тем далеким годам. Когда началась война, отец сразу же ушел на фронт. Нас, как и все семьи военных, эвакуировали. Мать оказалась в городе Лепель, который вскоре заняли немцы. Кто-то донес им, что моя мать — жена командира. Не избежать бы беды, да белорусы помогли спрятаться. А мамину сестру — мою тетю, потому как она была смуглой черкешенкой, немцы приняли за еврейку. И уже было отправили в гетто, да один подпольщик, работавший в городской управе, помог — выдал документы, что она не еврейка.
Тетя моя, Леля Шелдашева, часто рассказывала, как в оккупированной гитлеровцами Белоруссии дружно жили, помогая друг другу, русские женщины Шура и Нина, азербайджанка Маруля, еврейка Эмилия. Все они были женами командиров РККА. Вот такой дружбой и было сильно наше государство, потому и одержало оно победу.
В нашем семейном архиве сохранился предвоенный снимок, на котором запечатлены мой отец Ю.З.Дзыбов с мамой и дядя Бахчерий с тетей Лелей.
Г.Дзыбова.