Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

На смену потрясениям непременно приходят мир и благополучие. Так уж устроена жизнь : черная полоса сменяется белой. Под таким девизом и живет семья сирийских черкесов Назренов.

Этнические адыги по происхождению, Саузер вместе с супругой Димой и тремя маленькими детьми бежали из Сирии в 2012 году, взяв с собой лишь допустимые 30 кг ручной клади. Они планировали в течение двух-трех месяцев переждать войну на родине своих предков  — в Адыгее, однако пламя боевых действий в Сирии только разгоралось.

Возвращаться обратно было некуда, а жить под гнетом страха за своих близких невозможно. За четыре года семья успела обжиться в Адыгее, к тому же полгода назад Саузер открыл продуктовый магазин в Майкопе, в котором продавал овощи и фрукты. Приветливый продавец пришелся по душе горожанам, и в скором времени он сумел расширить ассортимент — дела пошли в гору. Но обо всем по порядку.

Бежала семья Назренов из черкесского селения Мардж-Султан в аул Кошехабль после длительных беспорядков, что творились на улицах сирийского города. Не имея ничего за душой — ни крова, ни средств к дальнейшему существованию, они оказались в безвыходном положении. Волей случая супруги встретили женщину, искренне пожелавшую им помочь. Она пустила семью с маленькими детьми в свой дом, где никто не живет.

— В Адыгею нас тянуло всегда, однако сорваться с места, бросив родной дом, и уехать в неизвестность было страшно, но оставаться там, где беспорядки, еще страшнее. Буквально через пару дней после того, как мы покинули страну, город захватили боевики, — говорит Саузер.

Им пришлось оставить на растерзание мародерам два дома, владельцами которых они являлись, и бизнес — супермаркет и стоматологическую лабораторию. Ежедневные неутешительные сводки новостей из Сирии принесли семье осознание того, что мир и спокойствие в стране наступят не скоро.

— В нашем магазине было три больших отдела — одежда, продукты и посуда. Стоматологией руководила жена — врач по профессии. В начале этого года мы узнали, что место, где мы жили и работали, боевики сравняли с землей, теперь там пустыня, — рассказывает глава семьи.

Семья получила в Адыгее не только крышу над головой, но и возможность не опасаться за свою жизнь, и все пошло своим чередом. Со временем младших детей — дочь Сашу и сына Бибарса устроили в детский сад, старший — Шамиль пошел в школу. Сегодня вся семья имеет российское гражданство, Дима с детьми его оформила еще до спонтанного переезда: мечта вернуться на родину предков в Адыгею у семьи существовала давно. Два года назад гражданство получил и Саузер. Вернуться к любимому делу — открыть магазин — тоже помогли неравнодушные люди: помещение предложил в аренду сосед из Кошехабля. Саузер воспользовался такой удачей. Правда, торговать приходится не в Кошехабле, а в Майкопе — магазин расположен в городе.

— Спустя год после нашего переезда в Адыгею вслед за нами приехали мои родители и трое братьев, они обосновались в Майкопе. Их пустили в свой дом, как и нас, неравнодушные люди. Поэтому в Майкопе мне есть где жить, чтобы работать, а жена с детьми пока живет в Кошехабле, — рассказывает Саузер.

Такие трудности семью не пугают, ведь позитивные результаты уже видны — малый бизнес постепенно развивается, из маленького овощного магазин перерос в продуктовый.

— Мы мечтаем приобрести собственное жилье в Майкопе, чтобы жить всем вместе. Да и у меня в городе больше шансов устроиться на работу по профессии. Нам дали материнский капитал, однако этих денег не достаточно для покупки жилья, но мы не расстраиваемся, а верим, что все получится, — говорит Дима.

Супруги признаются, что скучают по улицам родного города, хотя после бомбежек они выглядят совсем не так, какими навсегда остались в их памяти. На вопрос о том, вернутся ли они обратно в Сирию, когда там восстановится мир, отвечают, что дети уже привыкли и адаптировались в Адыгее, тут им комфортно и спокойно. А старший сын Шамиль добавляет, что из Кошехабля он не хочет переезжать даже в Майкоп, в ауле ему очень нравится. В этом году он с отличием окончил четвертый класс. И хотя Саузер с Димой уже неплохо говорят по-русски, именно Шамиль переводил родителям непонятные слова, чем облегчил задачу журналисту «СА». Юный полиглот в свои 10 лет говорит на сирийском, английском, адыгейском и русском языках.

— Мой любимый предмет в школе — математика, русский язык понимаю хорошо, но еще путаюсь в правилах. В ауле у меня много друзей, все меня знают. Я мечтаю стать переводчиком. Летом на каникулах тренируюсь в изучении языков: перевожу русский текст на три других языка, планирую выучить еще и французский, — делится Шамиль.

Вся семья благодарна местным жителям за добро и радушный прием, оказанный им в трудной жизненной ситуации. Руку помощи протянули Назренам совершенно незнакомые люди.

— В Адыгее живут хорошие люди, с кем бы ни сталкивала нас судьба, никто не отказал в поддержке, — говорит Саузер. — В таком обществе легко строить будущее, мы уверены в завтрашнем дне, а это самое главное для нас — родителей подрастающих детей. Жизнь все расставила по своим местам, мы вернулись на родину предков, где черная полоса жизни сменилась белой.

Надежда Шрам.

Фото Аллы Салиенко.

 

30.06.2016 в 12:20
Возрастная категория материалов: 16+