Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

7 июля помечено в православном церковном календаре как рождество честного славного пророка, предтечи и крестителя Господнего Иоанна.

В Евангелии от Луки говорится, что благочестивые супруги Захария и Елисавета дожили до преклонных лет бездетными, но они все время молились Богу о ниспослании им дитяти. Молитва дошла до Господа, и во время нахождения Захария в храме (он был священником) явился ему ангел и сообщил, что родится у них с Елисаветой сын Иоанн, и будет он великим пророком и крестителем Господним.

В Священном Писании нет сведений о том, как жил Иоанн до 30 лет. А по достижении этого возраста пришел он на реку Иордан и крестил в воде всех покаявшихся в грехах иудеев. Жил Иоанн отшельником, одет был в набедренник из верблюжьего волоса, питался акридами (вид саранчи) и диким медом.

Пришел креститься к Иоанну и Иисус Христос. И когда совершалось его крещение — разверзлись небеса, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса Христа, а с неба раздался глас Бога Отца: «Сей есть сын мой возлюбленный, в нем мое благоволение».

В православных храмах совершаются в этот день праздничные богослужения.

В народе рождество Иоанна Крестителя получило название Ивана Купалы. Это был поистине всенародный праздник, вобравший в себя множество красивых обычаев и обрядов.

Главным атрибутом купальской ночи были костры. Молодежь собиралась на поляне или опушке леса. Разжигался большой костер, вокруг которого проходило празднество. Парни и девушки водили вокруг огня хороводы. А самые смелые и удалые перепрыгивали через костер.

Наши далекие предки верили, что в купальскую полночь в глухих чащобах единственный раз в году расцветает папоротник, и тот, кто рискнет пойти один в полночную чащобу, где полно леших и всякой другой нечисти, найдет и сорвет цветок папоротника, обретет большое счастье. Нынче, конечно, никто в это не верит, все знают, что папоротник размножается спорами и никогда не цветет.

С рассветом девушки рвали цветы, плели венки и бросали их в воду. Чей венок поплывет по реке — ту ожидает замужество и горячая семейная любовь. А если венок утонет — жди беды.

В некоторых губерниях России утром после купальской ночи девушки рядились русалками и заманивали парней в воду. Смельчаков было мало — считалось, что если попадет парень в руки русалки, то она защекочет его до смерти.

Иван Купала приходится на длинный день, хоть солнце уже сделало поворот на зиму. Не в пример нашей нынешней погоде, на Ивана Купалу часто выпадали сухие и жаркие дни. Случались и долгие засухи. По языческим традициям люди старались «закликать» дождь. С этой целью обливали на улице друг друга водой, при этом никто не должен был обижаться. В сухие и жаркие купальские дни священники русской православной церкви совершали в полях молебны о ниспослании дождя. Как утверждали атеисты, молебны батюшки совершали с оглядкой на барометры: если стрелка клонилась к дождю — выходили крестным ходом в поле и просили у Бога дождя.

Интересно, что обычай зазывать дождь в сухую летнюю пору существовал и у адыгов. Носил он название хьанцэгуащ. А суть заключалась в том, что обычную деревянную лопату наряжали в женскую одежду и водили ее «под руки» по аулу, все время поливая водой. Говорят, что иногда хьанцэгуащ вызывал дождь, и тогда радость была превеликая.

Купальский день, считали наши предки, лучшее время для сбора лечебных трав.

Это отобразил в одном из своих ранних стихотворений (1912 год) Сергей Есенин: «Матушка в купальницу по лесу ходила, босая с подтыками по росе бродила, травы ворожбиные ноги ей кололи, плакала родимая в купырях от боли».

Дмитрий Крылов

07.07.2016 в 10:22