«ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС» В КОНТЕКСТЕ СЕВЕРОКАВКАЗСКОЙ ПОЛИТИКИ ГРУЗИИ
Интерес Грузии к черкесской теме обозначился вскоре после поражения в вооруженном конфликте августа 2008 года, когда произошла серьезная трансформация приоритетов и подходов Тбилиси в отношении политики на Северном Кавказе. Осознав невозможность силового решения проблемы отделившихся регионов, грузинское руководство решило использовать «мягкую силу», чтобы укрепить собственные позиции и, соответственно, ослабить роль России на Северном Кавказе.
Для достижения своих политических целей Тбилиси стал выстраивать отношения с различными группами северокавказских националистов, прежде всего, с адыгским националистическим движением (далее – АНД).
Вероятнее всего, такой поворот в политике Тбилиси произошел с подачи западных экспертов, консультирующих руководство страны, в частности, Джеймстаунского фонда (Jamestown Foundation) – американской исследовательской структуры, известной своими историческими связями со спецслужбами США.
Также следует заметить, что все практические шаги Грузии по использованию черкесской темы осуществлялись в тесном взаимодействии с такими американскими СМИ, как Радио Свобода, Радио «Эхо Кавказа» и, в меньшей степени, «Голос Америки».
Ярким примером сотрудничества стали два крупных мероприятия, с помощью которых Тбилиси заявил о начале своей активности в «черкесском направлении». Первой такой акцией стала конференция «Сокрытые нации, продолжающиеся преступления: черкесы и народы Северного Кавказа между прошлым и будущим», прошедшая в грузинской столице 20-21 марта 2010 г. По итогам этой конференции черкесские организации обратились к грузинскому руководству с просьбой признать «геноцид черкесов, совершенный Российской империей в XIX веке». В ноябре того же года прошла вторая конференция с таким же названием, целью которой стала попытка научного обоснования данной интерпретации исторических событий.
В рамках данного мероприятия сразу проявилась нелогичность и парадоксальность такой политики. Попытка собрать вместе максимальное число представителей различных сил на Северном Кавказе, оппозиционно настроенных в отношении российских властей, привела к тому, что в ходе конференции с одной стороны сидели «Матери Беслана», чьи дети погибли в результате страшного теракта, с другой стороны – родственники и люди, сочувствующие исламистскому подполью в Чечне и Ингушетии.
Итогом этого этапа пропагандистской кампании стала резолюция «О признании геноцида черкесов, осуществленного Российской империей», которая была принята парламентом Грузии 20 мая 2011 г., в канун годовщины окончания Кавказской войны.
При этом совершенно очевидно, что данное решение имеет сугубо внешнеполитическую направленность. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что текст резолюции составлен на русском языке, хотя документооборот госучреждений Грузии уже давно ведется на английском и грузинском языках.
После принятия резолюции Грузия начала работу над реализацией её положений с целью дальнейшего раскручивания «черкесского вопроса». Прежде всего, были созданы пропагандистские структуры, главной из которых стал Центр черкесской культуры. Специальный указ о его открытии был подписан президентом Грузии 12 октября 2011 г. Таким образом, организация получила государственную поддержку, в отличие от функционирующих в других странах мира черкесских центров, которые носят статус общественных организаций.
Центр начал свою работу 16 февраля 2012 г. Он функционирует при Министерстве культуры и охраны памятников Грузии, а свою работу координирует с парламентским комитетом по делам диаспоры и Кавказа, возглавляемом Нугзаром Циклаури.
Руководителем организации назначен профессор Тбилисского государственного университета Мераб Чухуа, член комиссии, готовившей историческое обоснование и заключение по признанию геноцида в комитете грузинского парламента.
Одним из основных направлений деятельности Центра является изучение и популяризация черкесской культуры. Организация проводит исследования в сфере истории, искусства, ремесел и т. п. народов Кавказа и организует различные выставки и мероприятия.
Выбор культуры в качестве приоритетного направления исследований ставит вполне конкретную цель. Занимаясь популяризацией черкесской культуры и замалчивая негативные стороны жизни черкесов в XVIII-XIX вв. (такие как работорговля, грабежи, набеги, угон скота), грузинские исследователи намеренно их идеализируют, представляют исключительно цивилизованным, культурным, единым народом, уничтоженным деспотической Россией. Тем самым они создают дополнительные аргументы для обоснования концепции геноцида.
Другим важным направлением работы Центра является улучшение имиджа Грузии в глазах российских черкесов. Целый ряд тем, намеченных в программе Центра на 2012 год, был призван создать исторический миф о вековой дружбе грузинского и черкесского народов, а также обосновывал тезис об их этнической и языковой близости.
С помощью Черкесского культурного центра Грузия привлекает к работе в своих черкесских проектах представителей зарубежной диаспоры черкесов, а также ученых и экспертов, занимающихся черкесской тематикой, с целью придать данной теме широкий международный резонанс.
На данный момент им удалось привлечь лишь несколько небольших общественных организаций, как в России, и так в черкесской диаспоре, а также ряд маловлиятельных аналитических центров, уже давно ведущих скоординированную пропагандистскую работу против России.
Другой пропагандисткой структурой призван стать Фонд «Кавказ». Это НПО существует с конца 2009 года, президентом Фонда является известный грузинский ученый-археолог Гиви Гамбашидзе. 30 марта 2012 г. между Фондом «Кавказ» и Черкесским культурным центром был оформлен меморандум взаимопонимания.
Из грузинских ученых, которым поручено собрать аргументы в пользу концепции «геноцида», нужно назвать доктора филологических наук, профессора Института кавказоведения при Тбилисском государственном университете им. И. Джавахишвили Мераба Чухуа. Он является специалистом по языкам северокавказских народов, прежде всего, по вайнахским языкам.
25 июня в выставочном зале Парламентской национальной библиотеки Грузии в рамках Черкесской выставки состоялась презентация книга М. Чухуа «Геноцид черкесов».
Кроме него черкесской проблематикой в последнее время занимается доктор исторических наук, кавказовед Бежан Хорава. Он работает профессором Сухумского государственного университета в Тбилиси. Вместе с Мерабом Чухуа он был членом парламентской комиссии по признанию геноцида, занимаясь именно «черкесским вопросом».
Б. Хорава является и автором книги «Кавказ – борьба за свободу. Черкесы». Книга была издана при финансовой поддержке Фонда «Кавказ». Помимо грузинского языка, издание переведено на русский, английском и турецкий языки. Турецкое издание предназначено для представителей черкесской диаспоры в Турции. В основу данной книги были положены материалы заключения, представленного в парламент Грузии. В работе также были использованы хранящиеся в Государственном историческом архиве Грузии материалы об истории черкесского народа.
Тем не менее, издание носит не фундаментальный, а скорее научно-популярный характер. Хотя оно красиво оформлено, снабжено множеством ярких картинок, однако сами черкесские активисты отметили, что в нем содержится много фактических ошибок и неточностей.
Основным иностранным специалистом, которого грузинская сторона и, в частности, Центр черкесской культуры планирует привлекать к своей работе и предоставить доступ к грузинским архивам, является Уолтер Ричмонд (Walter Richmond). Он работает профессором Occidental College в Калифорнии, специализируется на изучении и преподавании русского языка и культуры. К сфере его научных интересов также относятся исламские движения в бывшем Советском Союзе, этнополитика на Северном Кавказе и нефтяная политика в бассейне Каспия. Ричмонд является автором исследований о черкесах и северо-западном Кавказе, в частности, работы «Северо-западный Кавказ: прошлое, настоящее, будущее», вышедшей в 2008 году на английском языке. В настоящее время он работает над книгой «Черкесский геноцид», в котором найдут отражение наработанные им в последнее время в тбилисских архивах материалы.
Наконец, для обоснования своих действий в «черкесском направлении» грузинской стороной была создана необходимая правовая база. В конце июня 2012 года в парламенте Грузии была принята госстратегия в отношении народов Северного Кавказа. Над проектом документа работали комитет парламента Грузии по вопросам диаспоры и Северного Кавказа, Центр черкесской культуры, НПО «Свободный Кавказ» и Совет национальной безопасности Грузии.
В течение 2012 года Грузией были инициированы несколько информационных кампаний, призванных актуализировать черкесскую тему. К примеру, понимая, какую остроту принимает вопрос репатриации черкесской диаспоры Ближнего Востока для активистов АНД в связи с непрекращающимися волнениями в арабских странах и, прежде всего, в Сирии, Грузия начала использовать её в своей пропагандистской кампании в целях дискредитации России в глазах кавказских народов, а также дестабилизации обстановки на Северном Кавказе.
Внимательный анализ черкесский сайтов и форумов показывает, что интерес к теме репатриации черкесской общины Сирии и обсуждение её началось ещё летом 2011 года. Через месяц после этих дискуссий стали появляться статьи о репатриации в грузинских СМИ. В июле 2011 года была опубликована информация, что живущие в Сирии черкесы просят правительство Грузии предоставить им временное убежище. Письмо по этому поводу они прислали представителю «Конгресса черкесов Грузии» Андро Габисония.
Однако никаких иных подтверждение данной информации непосредственно от сирийских черкесов до настоящего момента нигде в СМИ не появилось. Все новости ссылаются на один источник – грузинский сайт «Кавказ Online» со ссылкой на грузина Габисония.
24 ноября 2011 г. был осуществлен ещё один информационный вброс. Сетевой ресурс «Клуб экспертов» опубликовал большую аналитическую статью «Сирийские черкесы находятся между двух огней».
Главная цель данной статьи сделать Россию главным виновником разворачивающихся событий. Из аргументации авторов следует, что Россия несет двойную вину. Во-первых, стремясь сохранить свои геополитические позиции в регионе, препятствует мирному урегулированию конфликта и руками черкесов пытается продлить пребывание у власти нынешнего режима Сирии. Во-вторых, она всячески противилась и противится возвращению потомков черкесских мухаджиров на историческую родину.
Другой опасной тенденцией, представляющей угрозу в первую очередь самой Грузии, являются попытки Тбилиси объединить потенциал националистических сепаратистских проектов («Великой Черкесии», «Свободной Ичкерии» и т. п.) с исламистским – «Имаратом Кавказ».
В частности, на тот момент сотрудник Центра черкесской культуры Александр Квахадзе принял участие в Международном Кавказском Конгрессе, прошедшем 13 мая 2012 г. в Стамбуле, который был организован турецкой исламистской НПО Imkander. Темой его доклада стал «геноцид адыгов (черкесов)».
Также в мероприятии приняли участие представители кавказских террористов в изгнании, в основном из Англии и Германии, и международного исламистского «академического» сообщества. Характерно, что те же участники присутствовали на уже упоминавшейся конференции «Сокрытые нации, длящиеся преступления: черкесы и народы Северного Кавказа» в Тбилиси.
Конференция завершилась принятием декларации, в которой Конгресс не признает федеральную власть России и её региональных представителей, объявляет их незаконными, а единственно законным признает террористическую организацию «Имарат Кавказ».
Новое руководство Грузии, пришедшее к власти после парламентских выборов 1 октября 2012 года, заявило о возможности определенной корректировки северокавказской политики. В частности, один из лидеров Республиканской партии Грузии, входящей в победившую коалицию «Грузинская мечта», Давид Бердзенишвили заявил, что новое парламентское большинство не будет сворачивать контактов с народами Северного Кавказа: «Политика Грузии будет теперь более сбалансированной. Таких пропагандистских шагов, как признание геноцида черкесов и тому подобных действий, больше допускаться не будет».
Тем не менее, признавая деструктивными и пропагандистскими действия прежней администрации, официальный Тбилиси не торопится их отменять. Были сохранены информационно-пропагандистские структуры (Фонд «Кавказ», Центр черкесской культуры) и оставлены в силе все решения парламента (концепция национальной безопасности, где Россия названа главной угрозой, резолюция о признании «геноцида черкесов», концепция взаимоотношений с народами Северного Кавказа), принятые в предыдущий период. Единственным исключением является закрытие телеканала ПИК, который прекратил вещание по финансовым причинам.
Константин Тасиц, Российский институт стратегических исследований (РИСИ), научный сотрудник
1. The Jamestown Foundation: A News Agency Made to Measure. URL: http://www.voltairenet.org/article30194.html.
2. Резолюция Парламента Грузии «О признании геноцида черкесов, осуществленного Российской Империей», Тбилиси, 20 мая 2011 года
№ 4701-Ic, URL: http://www.parliament.ge/files/63_31728_600761_Resolution.doc
3. Программа “Черкесского Культурного Центра” на 2012 год, URL: http://circassiancenter.org/projects/4066-2012.html
4. В Грузии презентована книга о геноциде черкесского народа// Интернет-портал “Кавказский узел”, 26 июня 2012 г., URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/208746/
5. Проект государственной Стратегии Грузии отношений с народами Северного Кавказа – Полный текст, URL: http://shimerli.livejournal.com/874027.html
6. Проживающие в Сирии черкесы просят временного убежища в Грузии// ИА Портал «Кавказ Online», 20.07.2011 (http://kavkasia.net/Georgia/2011/1311210408.php)
7. http://rus.expertclub.ge/portal/cnid__10368/alias__Expertclub/lang__ru/tabid__2546/default.aspx
8. С приходом к власти “Грузинская мечта” намерена сделать кавказскую политику Грузии более сбалансированной// Интернет-портал «Кавказский узел», 5 окт. 2012 г., URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/213650/