Об экономике, инвестициях и адыгейском сыре
В рамках рабочих визитов в ряд регионов страны Адыгею посетил депутат Государственной Думы Владислав Резник. Своим профессиональным взглядом на экономику республики, перспективы роста и развития и в целом впечатлениями о республике он поделился с журналистами региональных СМИ. Несмотря на всю серьезность обсуждаемых вопросов, встреча носила неформальный характер, что называется, «без галстуков».
— Владислав Матусович, ваша профессиональная деятельность всегда так или иначе была связана с финансами, сегодня вы занимаете должность первого заместителя председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку и наверняка можете оценить ситуацию в сфере экономики Адыгеи.
— Могу уверенно сказать, что она лучше, чем во многих других регионах. Объясню, на основании чего сделан такой вывод. Я проанализировал некоторые показатели. В частности, ВВП на душу населения в среднем по стране составляет порядка 26 тысяч долларов. В Москве — 40 тысяч долларов, удивитесь, но в Адыгее не многим меньше — порядка 38 тысяч. Это связано с тремя факторами: объемом средств, выделяемых региону федеральным центром, объемом средств, которые зарабатываются на месте, и численностью населения. Думаю, цифры здесь говорят сами за себя.
— Республика за последние годы в финансовой части действительно сделала рывок. В частности, за последние 9 лет дотационность региона снизилась с 61% до 38%, регион увеличил доходы в 4,3 раза. На ваш взгляд, какие республика имеет резервы для дальнейшего роста?
— Это действительно очень серьезный рост, Глава республики и его команда за 9 лет многое сделали. В первую очередь они активизировали источники собственных доходов, что и позволило увеличить бюджет. Вообще вопрос дотационности и донорства — это вопрос прежде всего бюджетной политики. Какие могут быть источники доходов у региона? Либо это поступления из федерального бюджета — то есть регион участвует в как можно большем количестве федеральных целевых программ. Либо это налоговые поступления на местах — здесь имеются в виду в первую очередь инвестиционные вливания, новые рабочие места. И в том, и в другом направлении Адыгея сегодня развивается.
Теперь о резервах. Во-первых, это координация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в части «попадания» в нужные для республики федеральные программы. Именно от эффективности управления зависит многое. И, во-вторых, это инвестиции. В республике в этом смысле сегодня проводится очень разумная политика — видно, что в муниципалитетах подготовлены инвестиционные площадки под строительство предприятий.
И еще один момент: самый большой доход дают два вида инвестиций — в здравоохранение и образование. Отдача от вложений в эту сферу наступает не мгновенно, но есть буквально фантастические примеры их эффективности. В этой части, считаю, региону также нужно работать.
Клондайк для Адыгеи, безусловно, и туристический кластер. Плато Лагонаки, в частности, просто потрясающая территория для развития.
— Акцентом развития Адыгеи, традиционно аграрного региона, является и сельскохозяйственная отрасль. В этой связи встает вопрос импортозамещения и санкций. Как они, на ваш взгляд, влияют на экономику страны?
— Российская экономика уже приспособилась к санкциям. Санкции в чем по нам бьют? По допуску к ряду технологий. Например, компании на севере нужны определенные трубы определенного качества. Но их в стране нет, а пока мы сами начнем их выпускать, пройдет время. В этой части, конечно, санкции нас тормозят. Что касается аграрной отрасли Адыгеи — я побывал на уборке урожая в одном из районов республики. Урожайность зерновых — почти 60 центнеров с гектара! Это же удивительный показатель! И еще история. На обеде меня угостили помидорами. Я удивился: откуда в Адыгее знаменитые бакинские помидоры? Оказалось, это не бакинские, и даже не крымские помидоры, а ваши, местные. Это я к тому, что у Адыгеи есть все возможности развиваться в аграрной отрасли, которая может приносить существенные доходы.
— Владислав Матусович, недавно в Совете Федерации был реализован интересный проект — Дни Адыгеи. Удалось ли вам посетить подготовленную республикой выставку и на что лично вы обратили особое внимание?
— Потрясающий проект, и я знаю, что он был очень позитивно воспринят в Совете Федерации. Лично я обратил внимание на адыгейский сыр. Сыр с таким названием я пробовал и раньше, но могу сказать, что тот сыр, которым меня угостили на выставке, и сыр, который продается в Москве, это абсолютно разные вещи. Меня поразил его вкус. И вообще, я за последнее время сделал об Адыгее много открытий. Меня поразила обстановка в республике: здесь очень спокойно, и видно, что всегда была мирная жизнь. Адыгея — конечно, часть Кавказа, но все-таки республика — это совершенно другая история, здесь даже настроение у жителей отличается от многих кавказских республик.
Юлия Мельникова.
Фото Аллы Салиенко.