Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Умение свободно перемещаться в пространстве, игнорируя законы физики и приветствуя рациональную раскованность телодвижений, — настоящее искусство, имя которому — паркур.

Наверняка многие из нас обращали внимание на улицах Майкопа на молодых людей, которые выполняют опасные трюки — бегают по крышам, в прыжке перелетают через заборы, крутят сальто. Это не хулиганы, а трейсеры — уличные спортсмены, занимающиеся паркуром.

Родоначальником этого вида спорта считается француз Давид Белль. С детства он подражал своему отцу, который служил в вооруженных силах Франции. Белль-старший практиковал «натуральный метод» — особую систему тренировок, включающую различные спортивные дисциплины, в том числе гимнастику и акробатику.

В 1990-х годах Давид Белль вместе со своим другом Себастьяном Фуканом собрал первую в мире паркур-команду «Ямакаси», с которой много лет тренировался в городке Лисс под Парижем. Подростковые игры переросли в целое движение со своей философией и особым стилем жизни, однако «Ямакаси», получив известность, вскоре распались. Но история паркура на этом не закончилась, напротив — его известность по всему миру росла, а само движение развивалось.

В Россию паркур-культура начала проникать в начале 2000-х через популярные молодежные фильмы «Ямакаси» и «13-й район», а также компьютерные игры «Принц Персии» и «Ассасин». А в 2004 году на пресс-конференции, связанной с российской премьерой фильма «13-й район», Давид Белль заявил об основании Всемирной ассоциации паркура, первым представителем которой стала Россия в лице московской команды «Tracers».

Слава о паркуре дошла до Адыгеи примерно в 2007 году. Зелимхан Джабраилов был одним из первых представителей этого движения в Майкопе.

— Паркуром я заинтересовался через компьютерную игру «Принц Персии», когда мне было 18 лет. Но я тогда не знал, что это паркур. Мне просто захотелось подражать главному герою этой игры. Потом через некоторое время мне объяснили, что мое увлечение имеет свое название — паркур. Я неправильно запомнил и называл его «курпарком». В то время об этом направлении уличного спорта мало кто знал, — поделился Зелимхан.

Сейчас ему 27 лет, из них он 9 лет занимается паркуром. Последние два года также посвящает себя акробатике и фрирану, который является сопутствующим паркуру спортом. Он развивался параллельно с ним и технически во многом его повторяет, главная разница — в самой идеологии, которая была сформулирована французом Себастьяном Фуканом. Если паркуром занимаются чисто из практических соображений и рассматривают его как стиль жизни, то главная цель фрирана — зрелищность и коммерция.

— Паркур подразумевает рациональность в выборе способов преодоления препятствий. То есть если мне удобнее просто пройти мимо забора, то я пройду, а если мне рациональнее и быстрее перепрыгнуть через него, то я перепрыгну. В этом и заключается суть паркура. Во фриране же рациональность не имеет никакого смысла — я прыгну через забор, выполню элементы, в общем, покажу, что умею, — объясняет Зелимхан.

Он принимал участие в различных фестивалях уличного спорта, в числе которых международный конкурс по фрирану Red Bull Art Of Motion, проходящий в греческом городе Санторини. В своем увлечении Зелимхан достиг довольно больших успехов, и этим летом его пригласили на соревнования в Крым в качестве судьи.

На данный момент популярность паркура в нашем регионе и, судя по всему, во всей России пошла на спад. Если лет 6 назад в Адыгее насчитывалось около 40 трейсеров, то сейчас их стало гораздо меньше. Это может быть связано с развитием других уличных направлений, таких как скейтбординг, а также мото- и велофристайл. Также одной из причин может быть разобщенность местных трейсеров. Этот вид спорта так и не обрел признаков единого движения в нашей республике. Чаще всего спортсмены объединяются в небольшие группы по 3—5 человек и тренируются на улицах города. По словам Зелимхана, подходящие для этого места в Майкопе — школьные стадионы. Специальных спортивных залов, оснащенных для комфортной тренировки, в городе нет. А зачем они, если вид спорта — уличный?

— В зале безопаснее. Когда я начинал заниматься, мне повезло, что со мной ничего не случилось. Я знаю много случаев, когда трейсеры получали серьезные травмы в процессе тренировок. Поэтому лучше заниматься под присмотром тренера и в безопасном зале. А тренеров у нас нет, да и залов тоже, — говорит Зелимхан Джабраилов.

В его планах организовать собственный фестиваль, исключающий состязательность между участниками и несправедливую субъективность судей и развивающий у трейсеров прикладную сторону паркура — навыки, которые можно применять с пользой. Например, преодоление сложных препятствий вроде высоких заборов, лазание по стенам, прыжки с высоких конструкций, которые могут быть применены в силовых структурах, а также в скалолазании и даже строительстве.

На данном этапе жизни паркур для Зелимхана постепенно отходит на второй план. Однако он продолжает все так же усердно тренироваться для поддержания хорошей физической формы. Основная же его деятельность — работа видеооператором. Именно благодаря Зелимхану, который ведет свой канал в YouTube под названием «Next Day Z», пользователи могут увидеть, как майкопский трейсер покоряет пространство.

Замира Евтых

25.07.2016 в 11:40