Ученые пытаются спасти самшитовую рощу Адыгеи при помощи энтомофага из Китая
В акции «Спасем самшит от вредного пришельца», прошедшей вчера в Майкопском лесничестве в защиту реликтовой самшитовой рощи, приняли участие порядка 20 сотрудников ряда федеральных и республиканских структур и ведомств — Федерального агентства лесного хозяйства, Рослесозащиты, ФБУ Всероссийского НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ), Управления лесами РА и других.
Российские ученые и специалисты спасают уничтожаемую опасным вредителем — самшитовой огневкой — реликтовую рощу в горах Адыгеи при помощи энтомофага — полезного насекомого из Китая, получившего в России прозвище «китайский истребитель».
— Мы осуществим массовый выпуск порядка 1 млн. экземпляров энтомофага — эулофита, расселив полезных насекомых на площади 500 га самшитовой рощи. Рассчитываем, что этот научный эксперимент, предложенный учеными Всероссийского НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства, увеличит эффективность борьбы с опаснейшим вредителем, — сказал в ходе совещания, предварившего акцию, зав. лабораторией защиты леса ВНИИЛМ Юрий Гниненко.
Напомним, что самшитовая огневка была завезена на территорию Сочи в 2012 году из Италии вместе с саженцами самшита для озеленения города и обустройства олимпийских объектов. В оптимальных климатических условиях, не имея естественных врагов, вредитель стал стремительно распространяться. За один год она расселилась по искусственным насаждениям самшита вдоль Черноморского побережья Краснодарского края на десятки километров. В 2013 году огневкой были уничтожены искусственные насаждения самшита в Сочи и большая их часть на южном склоне Кавказа.
— В России дикий колхидский самшит, который как реликт и эндемик занесен в Красную книгу России, растет только в ущельях и долинах рек Адыгеи и в Краснодарском крае. Самшитовая огневка появилась в реликтовой роще Адыгеи летом минувшего года, к концу осени объедание листьев самшита гусеницами составило от 10 до 70 процентов. По оценке специалистов, шанса на сохранение у памятника природы нет, поскольку знаменитая тисо-самшитовая роща в Адлерском районе была уничтожена вредителем буквально за год, — сообщил директор регионального отделения Российского Центра защиты леса Николай Алентьев.
Потенциальный ущерб от гибели 1 га самшитового насаждения составляет порядка 1 млрд. рублей. Ситуация в Адыгее дополнительно осложняется тем обстоятельством, что места произрастания самшита колхидского находятся в верховьях горной реки Цица — в границах водоохранных зон и водозаборов Майкопского группового водовода, в непосредственной близости от водотоков. Поэтому химическая обработка самшитовой рощи с воздуха невозможна.
Несмотря на неутешительные прогнозы, российские ученые и специалисты приняли решение бороться за спасение реликтового леса. Тридцать гектаров, или 3% от площади памятника природы регионального значения «Массив самшита колхидского», были определены как резерват, который с мая текущего года обрабатывается дорогостоящим биологическим методом — для последующей селекции и размножения.
Специалисты до октября проведут в общей сложности через интервалы порядка 8 биообработок резервата, на эти цели в текущем году Федеральным агентством лесного хозяйства выделено порядка 2 млн. рублей. Эта сумма финансирования для обработки резервата потребуется ежегодно на протяжении 3—4 лет.
Эффективность от обработки препаратом «Биостоп» составила 71,4 процента, что, по мнению специалистов, недостаточно. Поэтому и решились на эксперимент по выпуску куколочного паразитоида самшитовой огневки — эулофита.
— Борьба с вредителем легкой не будет, но если удастся удержать численность огневки на низком уровне, то вскоре к процессу ее уничтожения подключатся местные энтомофаги, — отметил Юрий Гниненко.
Ученые продолжат исследовательскую работу по разработке наиболее эффективной технологии борьбы с вредителем.
— Ситуация в этом случае в ближайшие 2 года станет управляемой, — считает начальник Управления лесами РА Рашид Бельмехов. — Мы должны активно продолжать работу по спасению реликтовой самшитовой рощи.
Марина Лебедева.
Фото Аллы Салиенко.