Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Прошел уже месяц после моей поездки в Монголию, но я все еще переживаю волнующие моменты путешествия по этой удивительной стране. Монголия многолика. Она поразила меня своими просторами, красками гор, бескрайними сухими степями, песчаными барханами и голубыми озерами.

Первое впечатление

Почему вдруг Монголия выбрана была мною для путешествия? Это страна, где девственная природа, нет толп туристов, а разнообразие ландшафтов просто поражает. Мне хотелось увидеть великую пустыню Гоби. Программа путешествия была очень насыщенна, но в целом ее можно разделить на две части: первая — пустыня Гоби, вторая — монгольский Алтай.

Хочу отметить, что мое путешествие началось в Барнауле. Первый день — знакомство с Алтаем. Он прошел по знаменитому Чуйскому тракту, который признан самой красивой дорогой нашей страны!

На второй день мы приехали в последний российский поселок — Ташанта. Долгая процедура пересечения границы. И вот нашему взору с перевала Дурбэт-Даба (2481 м) открывается бескрайняя, выжженная солнцем и истоптанная когда-то тысячами копыт непобедимого войска самого Чингисхана Великая монгольская степь.

Первое, что вызвало восторг, — это непуганые животные. На каменистых склонах то и дело мелькали неуклюжие сурки и проворные суслики. Но к вечеру небо затянуло серыми тучами, и безлесые хребты, которые в свете солнца играли красками, приобрели серый и немного устрашающий вид.

Уже под моросящим дождем прибыли к месту первой стоянки на берегу озера Толбо-Нуур. Толбо-Нуур — живописное горное озеро, которое лежит в окружении величественных гор на высоте 2079 метров. Это одно из самых больших озер Монголии. Утром, вылезая из мокрой палатки, я поразилась его размерами. Озера в этой стране можно сравнивать с морями и по размерам, и по минерализации воды, так как многие из них являются не чем иным, как остатками древних больших водоемов.

В Монголии почти нет асфальтированных дорог, поэтому наше 10-дневное путешествие в 1600 км проходило на УАЗе. Однако мы посмотрели лишь небольшую северо-западную часть страны.

Вот за окном автомобиля высокогорное плато с цветными хребтами. Горы, как на полотнах Николая Рериха, — яркие и живописные. Проехав город Ховд, мы продолжаем путь к озеру Хар-Ус Нуур, на берегу которого мы заночевали в палатках.

Здесь я по-настоящему узнала, что такое комары в степи. У воды в жесткой траве целые тучи этих крупных насекомых. Защититься от них практически невозможно. На песчаном берегу я наблюдала за юркими гекконами — хозяевами пустыни и сухой степи. Их следы и норки присутствуют везде, да и сами они невозмутимо снуют под ногами и смело позируют фотографу.

Дикие верблюды и пустыня Гоби

Турист путешествует по одному месту три раза — в мечтах, наяву и в воспоминаниях
Турист путешествует по одному месту три раза — в мечтах, наяву и в воспоминаниях

И снова долгий утомительный путь по сухой каменистой степи. Низкие колючие растения, маленькие невзрачные цветочки, пыльно, жарко. Удивление вызывают среди этой скудной растительности стада овец, коз, группы верблюдов и мохнатых яков. Нас развеселили сайгаки, которые устроили соревнования с нашим автомобилем, без труда обогнали нас и растворились в облаке пыли. По дороге мы встретили группу диких верблюдов, выскочили из машины и долго щелкали затворами фотоаппаратов.

В конце дня мы с восторгом окунулись в воды озера Дерген-Нуур, в котором высокое содержание соли, что осложнило наш быт. К берегам озера вплотную прилегают дюны самого большого по площади песчаного массива Монголии — Монгол Элс.

Море песков протянулось с юго-востока на северо-запад почти на 225 км, это один из самых крупных песчаных массивов. Вот она, пустыня Гоби, к которой я стремилась! На уроках географии я много рассказывала о ней, но не знала, как это чудо природы выглядит на самом деле. Два дня мы жили среди высоких песчаных дюн и барханов. Временами дул сильный ветер, который даже переворачивал палатки, и мелкий золотистый песок проникал всюду. Днем нас одолевала изнуряющая жара, а вечером — туча мошек.

Я долго бродила среди барханов. Чтобы полюбить пустыню, ее надо познать, почувствовать. Сначала даже растерялась, оказавшись среди пустоты и безмолвия. Пыталась взобраться на бархан, однако песок плыл под ногами. Но на рассвете открылась истинная красота пустыни: розовый свет наполнил пространство, и я увидела золотые пески Гоби.

Часами можно наблюдать, как ветер пересыпает песчинки и рисует замысловатые узоры на склонах барханов. Монотонный шум ветра не напрягает, а вносит какую-то размеренность и стройность в мысли. Гоби очень большая по размерам и многолика, она состоит из разных участков — песчаных, скалистых, покрытых мелкими осколками камней, ровных и холмистых, разных по цвету.

Но расставались с пустыней мы без сожаления, потому что… закончилась пресная вода. Огромный соленый водоем охлаждал тело, но не был источником утоления жажды.

На одного монгола — 13 лошадей

Турист путешествует по одному месту три раза — в мечтах, наяву и в воспоминаниях
Турист путешествует по одному месту три раза — в мечтах, наяву и в воспоминаниях

Путь наш лежал в красивейший уголок мира — в национальный парк Алтай Таван Богд, его территория включает в себя хребты монгольского Алтая. На берегу озера Хотон-Нуур мы прожили два дня. Это большое горное озеро, окруженное горами, здесь есть альпийские луга, высокие лиственницы, заснеженные вершины. И — маленькие, скромные эдельвейсы. Любители рыбалки ловили хариуса, а фотолюбители занимались съемкой окрестностей.

Многие километры степи безлюдны и пусты. Среди степи — редкие стоянки кочевников. Мы посещали юрты, наблюдали, как монгольская семья занимается хозяйством, пасет скот, доит коз, яков, делает сыр. В многовековой уклад жизни добавляются современные атрибуты. Пастухи увлеченно болтают по мобильнику, у юрты часто стоят солнечные батареи и спутниковые антенны.

А юрты здесь не пережиток прошлого, а полноценные, зачастую единственно возможные дома, которые отапливаются, как и в давние времена, кизяком. В настоящее время у монгола-кочевника имеется мотоцикл как основное средство передвижения. Лошадей много, на одного монгола их приходится примерно 13, монгольские лошади коренастого сложения, с относительно короткими ногами и большой головой.

Сами монголы — гостеприимный, открытый, добродушный, трудолюбивый народ. Среди местных жителей, кстати, немало казахов. Многие жители владеют русским языком, так как в прошлом с нашей страной были тесные связи.

Монголия — страна с богатой интересной историей, сейчас это демократическая республика. Во время нашего пребывания в ней проходили выборы в парламент.

Мы посетили лишь два небольших города и увидели, что продукты питания везут сюда из России — на прилавках российские рыбные консервы, тушенка, сгущенка, конфеты. Также много китайского товара.

Зато на экспорт Монголия отправляет медь и другие цветные металлы, плавиковый шпат, урановую руду, уголь, нефть, одежду, сельскохозяйственных животных, шерсть, шкуры, продукты животного происхождения, кашемир.

Ветер странствий

Но вот и закончилось мое путешествие, я вернулась в родной поселок Тульский с новым багажом впечатлений и знаний.

Что дало мне путешествие в дружественную страну? Оно раздвинуло границы моего мира, обогатило новыми знаниями, очистило от усталости, наполнило яркими впечатлениями. А еще у меня появились новые друзья, с которыми я делила радости и тяготы пути.

Меня спрашивали по возвращении домой, в Адыгею:

— Тебе понравилось путешествие?

— Да, Монголия прекрасна! — отвечала я.

— А еще поедешь?

— Меня ждут новые дороги, ведь наш мир так прекрасен и разнообразен. Да поможет и вам ветер странствий!

Нина Костарнова, 

преподаватель географии, автор книг по краеведению, член Русского географического общества.

 

05.08.2016 в 15:36