Какие уловки придумывают те, кто желает нажиться на доверчивости потребителей?
Илья Ильф и Евгений Петров утверждают, что их герой знал 400 способов довольно честного отъема денег у граждан. С тех пор, как был написан роман, много воды утекло, многое изменилось, но бендеровская жилка пульсирует в умах и сердцах многих наших современников и находит выход в реальности.
Если кто-то думает, что все работники торговли живут только одной мыслью, как бы угодить нам, покупателям, обеспечить высококачественным товаром, и искренне любят нас, он глубоко ошибается. Зачастую работники прилавка всячески пытаются нажиться на нас, и, что печально, это у них получается довольно успешно.
Маленькие хитрости
Когда мне надо купить сметану в супермаркете, я всегда тянусь к коробочкам, стоящим на полке в последнем ряду. Не очень удобно, конечно, но ничего не поделаешь — свежую сметану продавцы прячут в задние ряды, а старую выставляют вперед — вдруг кто-нибудь не знает об этой их «маленькой хитрости» или не сумеет достать коробочку с последнего ряда, а возьмет с первого.
Как-то сказал работнице «Магнита», что нехорошо обманывать покупателя, выставляя напоказ несвежую сметану, а свежую прятать подальше. В ответ услышал, мол, а старую сметану куда мы денем?
И еще одна особенность: будто в унисон продавцам стали подпевать производители той самой сметаны — дату изготовления стали писать на тексте о потребительских качествах товара. Мол, виновата небрежность рабочих, не туда поставивших дату. Но тут не небрежность, а умысел — затруднить покупателю разобраться, свежий это продукт или нет. Не хочется производителю терпеть убытки, если товар не разберут. Вот и ставят дату изготовления так, чтобы было трудно ее прочесть.
Но все это маленькие хитрости, за которые ни производящих, ни продающих наказать невозможно. Однако есть «хитрости», граничащие с преступлениями или являющиеся таковыми. Еще в одном супермаркете положил в корзину гроздь бананов по 57 руб. за килограмм, несколько апельсинов, бутылку минеральной воды. Посчитала кассир и говорит, мол, с вас 502 рубля. Естественно, я сначала удивился и попросил пересчитать. Кассир сказала, дескать, тут все правильно, кассовый аппарат не ошибается. Тогда я возмутился и потребовал пересчитать. Пересчитала, назвала сумму в три раза меньше, и в свое оправдание говорит, мол, дешевые бананы приняла за дорогие (100 руб. с лишним). А дорогие и дешевые бананы действительно есть во всех супермаркетах, что и провоцирует продавцов на обман. Но ведь эти бананы очень трудно перепутать, потому как дорогие очень мелкие. А теперь давайте поразмышляем над юридической стороной этого случая.
— Это, — говорит адвокат Сергей Самсонов, — похоже на неудавшуюся попытку карманника вытащить чужой кошелек. Такая попытка, если она зафиксирована в присутствии свидетелей, могла бы обойтись для карманника судом.
А в магазине все сходит с рук, в редком случае можно услышать извинение, но чаще в ответ молчание.
Пять простых способов обмана покупателей
Наблюдательные покупатели выявили и «запатентовали» некоторые способы, выражаясь языком Остапа Бендера, «довольно честного отъема денег» продавцами. При этом «технология» обмана чрезвычайно быстро совершенствуется, идя в ногу с достижениями научно-технического прогресса.
Первый в рейтинге способ обмана — пробивание в чеке «незаметных» товаров. Чем длиннее чек, тем бдительнее надо быть покупателю. Традиционны случаи, когда вместо двух баночек консервов пробивают три или приплюсовывают уже оплаченную покупку предыдущего покупателя вам. Последнее нарушение чаще всего происходит, когда предыдущий покупатель не берет чек, а кассир случайно или намеренно не сбрасывает информацию с компьютера. Таким образом, покупатель берет одну банку консервов, а человек, стоящий за ним с полной тележкой, также вынужден оплачивать «случайно пробитую» эту же банку консервов. Так что будьте бдительны, уважаемые покупатели. Обязательно берите чек и пересчитывайте, хотя бы бегло.
Другой часто практикуемый способ обсчета покупателей — неверный штрихкод товара. Кассир проводит продукт под кассовым сканером, и компьютер считывает цену. Иногда кассир вручную вбивает штрихкоды. Любой опытный кассир хорошо ориентируется в товарных кодах и в зависимости от ситуации запросто забьет код дорогого товара. И вы уже обмануты, вам придется платить лишнее.
Те же «фокусы» могут показать и продавцы торгового зала, когда в овощном или мясном отделе взвешивают товар и приклеивают ценники. Например, сосиски «Домашние» маркируют как «Ганноверские». И опять плати, покупатель, лишнее.
Довольно распространенный и хорошо продуманный способ обмана покупателей — разные цены на витрине и на кассе. Атмосфера в супермаркете всегда нацелена на то, чтобы спровоцировать на импульсную покупку. А разбираться с запутанными ценниками или самостоятельно сверять артикулы и коды товаров вряд ли кто из потребителей станет. Именно спонтанные покупки, ценник на которые вы не нашли или не стали искать, впоследствии удивляют своей истинной стоимостью.
Еще одна уловка — пересортица. Например, в ящике с молодым картофелем или белыми грибами оказываются прошлогодний картофель или шампиньоны, которые относятся совсем к другой ценовой категории.
Обвес — старый, как сама торговля, способ обмана покупателей. Осуждение этого явления мы встречаем еще в Библии. Нынче вместо рычажных безменов и гиревых весов появились точнейшие — электронные, на табло которых высвечиваются и вес, и стоимость покупки. И тем не менее обвес существует в современных супермаркетах. Потребители часто забывают, что некоторые виды товаров, например фрукты и овощи, а также колбасы и утяжеленное водой мясо, быстро усыхают. Именно поэтому продукты заранее фасуют в пакеты, наклеивают ценник с весом и ценой. Я однажды тоже попался на эту удочку — взял в «Магните» замороженные куриные окорочка. После разморозки они истекли водой и стали весить на треть меньше.
А любителей деликатесов (икра черная, например) вынуждают платить за картонную подложку по цене самой икры.
Достаточно всего лишь подойти к общедоступным весам и перевесить товар, чтобы выявить обсчет. Но мы вечно спешим, нам некогда. А продавцы хорошо знают эту особенность современного покупателя и успешно пользуются нашей постоянной замотанностью.
Очень распространена и сильно опасна для покупателей так называемая продажа «обновленных товаров» — продуктов с истекшим сроком годности. Современные потребители очень зорко следят за сроком годности, однако товар с истекающим сроком годности, или «обновленный товар», часто встречается в супермаркетах. Эти продукты кладут на самые видные, доступные потребителю места: полки на уровне глаз, витрины с подсветкой. Дефекты, затертости даты или отсутствие срока годности на упаковке — плохой сигнал. Следует быть внимательным при покупке товара в вакууме. Внимательно читайте, когда и кем продукт упакован, ищите дату изготовления, а не упаковки продукта. На этом я тоже «погорел». Взял упакованные в ванночку-коробочку куриные окорочка. Что-то мне показалось подозрительным, и я уточнил у кассира-продавца, свежий ли продукт. Конечно, окорочка свежие, мол, видите — и дата сегодняшняя, успокоила меня девушка. Если бы она знала, какие слова я говорил в ее адрес, когда открыл упаковку и почувствовал запах начавшего загнивать мяса.
Не лезьте ко мне в душу
Но самые наглые попытки надуть потребителя можно встретить в интернете. Только откроешь электронную почту, как тут же нагло высовывается: «Хочешь не сходя с места заработать 1000 рублей, подключись…» Не хочу. Потому как знаю, что никто даром деньги не раздает. В любом таком зазыве откровенная ложь и обман. Не поддавайтесь, уважаемые читатели!
А реклама на радио! Что бы ни рекламировали, концовка одинаковая, например: «Если в течение 20 минут вы позвоните и закажете 6 флаконов чудо-масла, мы вам дадим еще 6 флаконов бесплатно». Всегда хочется спросить: «И чего это вы такие щедрые?» Один раз попытался спросить, сколько же стоит эта панацея? Дозвонился быстро. Автомат ответил: «Через две минуты вам перезвонят специалисты». Перезвонили через неделю, и сразу быка за рога — куда переслать масло? А ведь я его не заказывал. А теперь вот думаю: вдруг придет на почту наложенным платежом, и с меня потребуют тысяч десять рублей за мифическое лекарство?
Дмитрий Крылов