О чем могут рассказать те или иные названия улиц, которые дают не случайно. «СА» попыталась разобраться, кто, что и почему становится объектом этих названий

Чтобы отличить одну улицу от другой, им издавна стали давать названия. Сначала по фамилиям большинства там проживающих, а затем улицы стали именовать в честь князей, бояр, полководцев, членов августейших семей, героев Отечества.
В старом Майкопе улицы тоже носили имена семейств царских особ, великих русских князей, знаменитых писателей и поэтов, ученых. Что же скрывается за именами улиц, мы попытались разобраться.
Отречемся от старого мира
У каждой эпохи были своя идеология, свои политические приоритеты. Все это отражалось в названиях улиц. При смене идеологии и иных общественных ценностей менялось и название улиц.
Следуя призыву «Рабочей Марсельезы» — «отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног!», большевики принимали декреты Совнаркома, которые отменяли дворянские и купеческие звания, другие сословия. Была упразднена наградная система, а слово «офицер» стало символом врага новой жизни. Революционеры сносили памятники императорам и их сподручным, переименовывали города и улицы в надежде увековечить в новых названиях героев революции, а впоследствии и видных деятелей.
Все это, естественно, коснулось и Майкопа. Существует мнение, и оно проскальзывало в местных средствах массовой информации, что нынешняя главная улица города — Краснооктябрьская — получила новое наименование (раньше называлась Садовой, Офицерской) сразу после революции в 1918 году. Это неверно. Переименование улиц началось в Майкопе только после окончательного установления советской власти в 1920 году.
Вот копия протокола №12 заседания Майкопского окружного исполкома от 24 сентября 1920 года. Повестка дня — о переименовании названий улиц Майкопа. На этом заседании были переименованы более 30 улиц. Из чего исходили, отменяя старые названия и присваивая новые, понятно — чтобы и духу старого режима не было в городе. В первую очередь переименовали улицы, носившие названия, связанные с царской семьей. Улица княгини Елены была переименована в улицу Свободы. Михайловскую, названную так в честь царского наместника на Кавказе, брата императора великого князя Михаила, назвали Пионерской. Улица Соборная, на которой находился Свято-Успенский собор (нынешняя территория АГУ) стала Первомайской. Улицу Димитровскую, названную так в честь святого благоверного князя Дмитрия Донского — победителя татаро-монгольских полчищ в Куликовской битве, не задумываясь переименовали в Ворошиловскую — в честь первого красного маршала Клима Ворошилова, побывавшего в составе Первой конной армии в Майкопе (был военкомом у командарма Семена Буденного). Георгиевскую переименовали в Комсомольскую. Улицу великого русского поэта Николая Некрасова, звавшего Русь к топору, назвали Железнодорожной (потом, правда, этот промах, допущенный сгоряча, исправили, и в нынешнем Майкопе есть улица Некрасова).
Названия некоторых улиц, не имевших идеологического заряда, сохранили: например, Госпитальная, где в старину был госпиталь, Кубанская, Прямая, Степная, Западная и другие.
Переименовывались улицы и в последующие времена. Например, улица Базарная стала Майкопской, как рассказала читательница Татьяна Самойлова, в 1959 году. В послевоенные годы многие улицы города стали носить имена Героев Советского Союза — наших земляков, например Дмитрия Зюзина, Лаврентия Журавлева и других.
Интересно, что в город возвратились некоторые улицы, от названия которых отреклись в двадцатые годы. Например, улица Михайлова на Восходе. Только название она получила не в честь великого князя, а в честь генерала Николая Михайлова — участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, до войны жившего в Майкопе. А в Черемушках появилась улица Димитрова. Нет, не великого князя Дмитрия Донского вспомнили, а увековечили имя вождя болгарских коммунистов Георгия Димитрова.
Забытые названия
Есть в Майкопе улицы, происхождение названий которых не знают не только молодые майкопчане, но и представители среднего поколения. От улицы Степной мимо Свято-Успенского кафедрального собора ведет улица Мопра. Мы поинтересовались у жителей, почему так называется их улица. Люди пожимали плечами, и лишь одна женщина лет пятидесяти сказала, что название связано с революцией. Действительно, когда в Европе еще надеялись на перманентность нашей Октябрьской революции, создавались интернационалы, другие общественные движения, направленные на оказание помощи революционерам. Появилась международная организация МОПР, аббревиатура которой расшифровывается как «Международная организация помощи революции». Организация исчезла еще в тридцатые годы, а странное и непонятное для многих майкопчан название улицы сохранилось.
Мало кто знает, почему одна из улиц города называется 9 Января. Так была увековечена трагическая дата в истории России — Кровавое воскресенье — расстрел мирной демонстрации рабочих и интеллигенции в Санкт-Петербурге во время первой русской революции 1905 года. За это царь получил в народе кличку Николая Кровавого, а улица в Майкопе — 9 Января.
И еще одно многим непонятное название городской улицы — Низпоташная (находится в юго-западной части Майкопа, недалеко от берега реки Белой). В старые времена, когда еще не научились получать каустическую соду, мыло варили из поташа — просеянной золы от сожженных подсолнечных стеблей. Пережогом подсолнечника занимались специальные мастеровые, которые селились на юго-западной окраине Майкопа, место это стали называть Низпоташной стороной, а затем и улицей Низпоташной.
Улица чужого дяди
Удивительные метаморфозы происходят иногда с названиями улиц. Долгие годы в Майкопе была улица Бутарева. И вдруг лет двадцать назад она исчезла. Нет, не провалилась в тартарары, и дома с землей никто не сровнял. Они сохранились вместе с красивыми палисадниками во дворах и за тротуарами. Только имя у этой улицы стало другое — Бутаревского. Нетрудно понять, что человек, в честь которого она названа, должен был носить фамилию Бутаревский. Но такого, да еще чем-то знаменитого, в Майкопе не было. Жил в Майкопе в конце позапрошлого века Сергей Кондратьевич Бутарев — выходец из рабочей семьи. Когда началась в 1914 году Первая мировая война, Сергея Бутарева призвали на фронт. После победы Октябрьской революции 1917 года Сергей Бутарев, как и многие другие фронтовики, вернулся в Майкоп. Сразу же активно включился в революционную деятельность, вступил в красногвардейский отряд, который должен был начать вооруженное восстание. Но оно, как известно, не потребовалось — державший в руках власть атаман Данилов вместе с небольшим отрядом покинул Майкоп, чтобы присоединиться к белому движению, а бывшие сподручные атамана разъехались по своим хуторам и станицам. В январе 1918 года в Майкопе была установлена советская власть.
Сергей Бутарев был избран городским судьей, а через несколько месяцев — председателем Майкопского отдельского совета.
Под конец лета 1918 года началось наступление белой армии генерала Покровского на Майкоп. Сергей Бутарев возглавил красногвардейский отряд, державший оборону города. Под натиском превосходящих сил белогвардейцев красные стали отходить в сторону Владикавказа, белые их преследовали, не давая передыху. На подступах к Владикавказу Сергея Бутарева свалил с ног тиф. Бойцы оставили командира у надежных людей, а сами отходили дальше. Белые заняли Владикавказ. То ли по наводке, то ли самостоятельно контрразведчики Покровского нашли больного Бутарева. Без оказания медицинской помощи его привезли в Майкоп и публично казнили.
После окончательного установления советской власти (22 марта 1920 года в город вошла Первая конная армия Семена Буденного) одной из улиц Майкопа было присвоено имя Бутарева.
В 90-х годах прошлого века московские геодезисты делали по заказу городских властей новую карту Майкопа. На ней вместо улицы Бутарева появилась улица Бутаревского. Вместо того чтобы исправить ошибку, городские власти пустили это дело на самотек. Негласно квартальным комитетам была дана команда исправить на адресных дощечках слово «Бутарева» на «Бутаревского». Законопослушные домовладельцы масляной краской сделали исправления названия улицы. Так в Майкопе появилась улица чужого дяди.
Имена есть, были бы улицы
Попытка уйти от имен героев в названиях улиц в Майкопе была. В послевоенные годы строились одноэтажные коттеджи на две семьи для военных. Переулки, где их возвели, получили номерные названия: 1, 2, 3 и т.д. Однако при расширении строительства опять появились улицы, носящие имена знаменитых земляков. Так что традиция эта осталась. И это хорошо — пусть наша память и дальше живет в названиях улиц.
Еще не все имена Героев Советского Союза — наших земляков увековечены в названиях улиц или переулков. Кроме того, у нас появилась замечательная плеяда Героев России: Е.А.Осокин, О.А.Козлов, В.А.Долонин и другие, воевавшие за сохранение целостности России в Чечне. Это и Герои России боевой летчик Федор Шикунов и комдив Анатолий Дорофеев, которые в годы войны были представлены к званию Героя Советского Союза, но по разным причинам не получившие его и получившие звание Героя уже в наше время.
А разве Николай Остапенко, создавший из лесокомбината имени Андреева гигант мебельной индустрии — объединение «Дружба», Герой Социалистического Труда не достоин увековечения в названии улицы?
Конечно, никто не призывает, как в двадцатые годы, огульно менять названия улиц для отречения от прошлого. Речь о том, чтобы в будущем при расширении Майкопа давать улицам имена тех, кого хотим сохранить в памяти.
А как это сделать — оказывается, очень просто: нужно подать обращение граждан в специальную комиссию администрации города. Заявление будет рассмотрено, и можно надеяться, что новой майкопской улице будет присвоено имя человека, которого мы хотели бы помнить вечно.
Дмитрий Крылов