Быть мамой — призвание

Иметь семью и быть ее частью, любимым ребенком родителей, братом, внуком или племянником — настоящее счастье, испытать которое доводится далеко не всем детям…
В детский дом каждый ребенок попадает со своей историей, порою те испытания, которые выпадают на долю малыша, не под силу пережить даже взрослому человеку. Сломанные, натерпевшиеся, несчастные дети, преданные и брошенные родителями, не перестают верить и мечтать о маме, которая непременно заберет их домой. И часто мамой становится совсем другая женщина, не та, которая родила. Свои любовь и тепло дарят детям приемные родители, которые выполняют непростую задачу — растят детей с подорванным доверием к взрослым. Приемная мама Рахиля Курамшина из Майкопского района знает об этом не понаслышке, в ее семье — 11 приемных детей и двое живут временно до восстановления прав их родителей.
Рахиля Курамшина родилась в Нижнем Новгороде, затем перебралась на Сахалин, долгое время работала пекарем. С мужем у них родилась дочь Лилия, но по состоянию здоровья женщина больше не смогла иметь детей. С таким положением семья мириться не согласилась. Решение взять ребенка из детского дома было обоюдным. Первыми в семье появились Эмиль и Лейла — брат и сестра, затем сестры Арина и Алина (имя изменено по просьбе мамы), а чтобы Эмиль не рос один среди девочек, родители взяли под опеку еще одного мальчика — Колю. Так, в 2001 году в семье прибавилось сразу пять человек, возрастом от 5 до 7 лет. Курамшины стали первыми на Сахалине приемными родителями. Не все друзья и знакомые приняли такой поступок семьи положительно — несколько подруг отнеслись к Рахиле с осуждением и прекратили многолетнюю дружбу.
Рахиля Курамшина с внуками.
Через короткое время многодетная мама стала участницей конференции приемных родителей. В рамках мероприятия потенциальных приемных пап и мам должны были познакомить с воспитанниками детских домов, которых готовили для передачи в семьи.
— Всех взрослых посадили в круг, и когда 11 ребят вышли к нам знакомиться и выбирать себе родителей, то 10 из них подошли ко мне — это вызвало всеобщее удивление. Я на вид очень строгая женщина, но дети, видимо, чувствуют, что душа у меня добрая. Одна из девочек — Наташа — была вылитая я — похожа, словно родная дочь. Она меня попросила: «Возьмите меня в свою семью, я вас мамой называть буду и любить». Как уж тут откажешь?! Но я знала, что детей мне больше не дадут, можно было брать не больше пяти человек, однако Наташе я пообещала, что заберу ее, и свое обещание выполнила, такой уж я человек. Были трудности с ее оформлением: Наташу — любимицу всего детского дома — не хотели мне отдавать. Когда я пришла за ней, девочка сидела на подоконнике в спальной комнате, она оказалась в моих объятиях, совершив всего один прыжок, хотя нас разделяло большое расстояние. Ее словами были: «А мне сказали, что ты не придешь…», — рассказывает Рахиля Курамшина.
Всех своих детей Рахиля Каюмовна сразу предупреждала, что называть ее мамой необязательно, у каждого из них есть родная мама, а ее можно звать просто тетя Рая. Однако все дети зовут ее не иначе, как мама. Каждый ребенок требует внимания и ласки, к каждому нужно найти подход, ту ниточку, с помощью которой и устанавливается тесная связь между родителями и детьми, считает Рахиля Каюмовна.
Многое пришлось пережить приемным родителям, гены биологических родителей — в основном людей, ведущих асоциальный образ жизни, давали о себе знать. Больше других доставляла хлопот Алина — девочка болела аллергической астмой тяжелой формы, а кроме того, у ребенка оказался тяжелый, неуправляемый характер. Родная мама Алины и Арины, выйдя из тюрьмы, причиняла семье постоянные неприятности: крала девочек, жаловалась на приемных родителей в прокуратуру, требовала часть денег за своих дочерей. Но время шло, дети взрослели.
В 2007 году на Сахалине произошло крупное землетрясение, после чего семья перебралась в Адыгею, дом приобрели в поселке Тульском. Так случилось, что два года назад с мужем Рахиля развелась, дети подросли, а в сердце матери осталось еще много неистраченной любви и желание подарить ее обездоленным ребятам. В прошлом году дом снова наполнился гомоном детских голосов, в семье появились две сестры и брат — Аня, Катя и Саша, а в декабре 2015 года, сама того не планируя, Рахиля Каюмовна стала мамой еще двум детям — Насте и двухгодовалой Рузанне.
— От Насти с Рузанной отказалась приемная семья, и ведущий специалист районного отдела опеки и попечительства Татьяна Лебедева — золотой души человек, позвонила мне с просьбой забрать детей к себе. Когда я узнала возраст Рузанны — бросила трубку, воспитывать такого маленького двухлетнего ребенка мне, 54-летней женщине, казалось непосильной задачей. Но слова о том, что надо помочь, не позволили мне поступить иначе — надо, значит, надо. Первые несколько месяцев девочки ели, не чувствуя меры, видно, что долгое время недоедали. В течение полугода малышки практически не спали по ночам, сейчас более-менее сестры пришли в норму. Рузанна потихоньку растет, а Настя в этом году пошла в первый класс. Старшие дети помогают, делят между собой обязанности по уходу за младшими, — говорит Рахиля Курамшина.
Любимые семейные занятия — совместный просмотр телевизора, поездки на природу, на море, праздники по случаю дней рождений. В детей мама вкладывает много сил и всю душу, при этом воспитывает их строго, иногда и голос приходится повышать, а иначе нельзя, дети ведь непростые, признается она. Рахиля Каюмовна старается привить им одно из главных человеческих качеств — трудолюбие. Она гордится, что старшие ребята выросли самостоятельными — каждый умеет готовить, убирать, стирать. Парни и гвоздь прибьют, и ремонт в доме сделают, никто из них не останется без работы, уверена мама. Сегодня все они студенты средних учебных заведений. Эмиль получает профессию сварщика, а Коля будет электриком — в этом году поступил в колледж. Лейла учится на правоохранителя, Наташа станет ветеринаром, Арина учится на отделении грузоперевозок.
Отношения в семье строятся доверительные, Рахиля Каюмовна знает всех друзей своих детей. Она самый лучший советчик и друг для них. К сожалению, не все дети сумели оценить любовь мамы. Алина, всегда требовавшая внимания больше других, заплатила приемной матери предательством…
— Алина всегда страдала из-за своего тяжелого характера, у нее никогда не было друзей. Она месяцами могла не разговаривать со мной, с другими членами семьи. А в прошлом году у Алины появилась подружка, дочь стала пропадать у нее, являлась домой поздно. Такую дружбу я не одобряла. Под Новый год Алина собралась с подругой и компанией парней в горы с ночевкой. Естественно, ехать ей я не разрешила. Запрет вызвал у дочери гнев, она пошла в органы опеки, к главе администрации района и оклеветала меня, рассказывала совершенно невероятные вещи. Это был удар в спину, я и не предполагала, что такое может со мной случиться. Глава района вник в ситуацию, подключил психологов, поручил им проверить обстановку в семье и принял решение в интересах всех детей, за что я ему благодарна, — делится Рахиля Курамшина.
Алину взяла под опеку семья ее подруги, но и с ними девочка не смогла ужиться — через короткое время попросилась обратно домой, просила прощения, признала свои ошибки. Вот только мать предательство дочери простить не смогла, но чтобы не бросать ребенка в беде, попросила свою старшую дочь Лилию опекать Алину. На сегодняшний день девушка уже совершеннолетняя, ни с мамой, ни с сестрой она не общается.
Несмотря на глубокую рану, нанесенную близким человеком, Рахиля Каюмовна признается, что готова взять еще детей. Ее заветная мечта — чтобы не было детских домов, а была у каждого ребенка семья и тепло близких.
— Эта ситуация научила меня быть готовой ко всему, дети разные, и родители, становясь приемными, не должны сильно рассчитывать на благодарность. Нужно запастись терпением и понимать, на что ты идешь, т.к. воспитывать приемных детей — большой труд. Тем не менее, видеть, как растут и преображаются дети, наблюдать за их успехами и разделять их горе и радости — великое счастье, — добавила многодетная мама.
Надежда Шрам