Читая прошлое, пишем будущее
Международный день грамотности впервые был проведен в 1966 году по инициативе Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в Тегеране (Иран) в сентябре 1965 года, и был приурочен к дате торжественного открытия этой конференции.
Грамотность — определенная степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Один из базовых показателей социально-культурного развития населения.
Конкретное содержание понятия грамотности менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию человека — от элементарных умений читать, писать, считать к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков (функциональная грамотность).
По данным ЮНЕСКО, в мире проживают 758 миллионов взрослых, которые не могут читать или писать простые предложения. Примерно две трети из них составляют женщины.
Начиная с 2000 года показатели уровня грамотности взрослых улучшились, достигнув 85% в глобальном масштабе, но в странах Африки к югу от Сахары, в Южной и Западной Азии по-прежнему преобладают самые низкие показатели.
Грамотность среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в настоящее время благодаря доступности школьного образования достигла 91%.
Женщины составляют две трети всех неграмотных взрослых — 63%, молодые женщины составляют 59% от неграмотной молодежи, что соответствует 115 миллионам человек.
В 2016 году 50-ю годовщину Международного дня грамотности ЮНЕСКО отметила под лозунгом «Читая прошлое, пишем будущее». Главным мероприятием стала двухдневная конференция в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, которая проходит 8-9 сентября.
Ежегодно ЮНЕСКО присуждает пять премий за распространение грамотности: три премии имени Конфуция (The UNESCO Confucius Prize for Literacy), учрежденные в 2005 году при поддержке правительства КНР, и две премии имени короля Сечжона (The UNESCO King Sejong Literacy Prize), учрежденные в 1989 году при поддержке правительства Южной Кореи.
В 2016 году лауреатами Премии ЮНЕСКО имени короля Сечжона за распространение грамотности стали Центр информационной помощи и общинного развития за программу «Книги для сельских районов Вьетнама» и Научно-исследовательский институт языков и культур Азии Университета Махидол (Таиланд) за проект в области двуязычного/многоязычного образования Patani Malay-Thai.
Премии ЮНЕСКО имени Конфуция в этом году были присуждены Министерству базового образования ЮАР за массовую кампанию по распространению грамотности Kha Ri Gude («Давайте учиться»), организации Jan Shikshan Sansthan в Керале (Индия) за программу «Развитие профессиональных навыков в интересах устойчивого развития», Управлению Сенегала — за распространение грамотности и национальных языков, за национальную программу в области образования посредством ИКТ для неграмотной молодежи и взрослых.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.