Ветеран ВС рассказал о своем пути в военной профессии

Ветеран танковых войск подполковник в отставке Дмитрий Федосеев пришел в редакцию «СА» накануне значимого для него и его товарищей праздника — Дня танкиста. Он подготовил материал, связанный с историей танковых войск России, который мы сегодня и представили вниманию читателей «СА».
Мы побеседовали с ветераном, который рассказал о своем пути в военной профессии. Это история сельского паренька, боевой путь которого начался в тылу, когда он, будучи 11-летним мальчиком, пахал на быках и косил сено.
Как вспоминает уроженец села Смольково Самарской области, новый учебный год в 1940-е начинался у него и других юных односельчан с октября. Нужно было выполнить все необходимые сельхозработы, чтобы не голодать зимой.
Однако и тогда, и в первые послевоенные годы жили, что называется, на подножном корму. Мама Прасковья Николаевна молола желуди на муку, пекла лепешки из лебеды, собирала грибы и ягоды. Было тяжело, да еще их постигла потеря — в 1944 году умер 59-летний глава семьи, у которого было подорвано здоровье.
А в семье было 10 детей, Прасковья Николаевна была награждена медалью «Мать-героиня».
Дмитрия в 18 лет военкомат направил на учебу в танковое училище.
Дмитрий Федосеев окончил его в 1955 году и был направлен в город Чебаркуль Челябинской области (тот самый, что стал известен всему миру после падения метеорита).
Дмитрий Александрович рассказал, что ему довелось служить в Венгрии, в городе Цеглет в 70 км от Будапешта.
К тому времени он был женат, а познакомились они с будущей женой Ниной Васильевной в Чебаркуле, на танцах. В 1956-м поженились.
В Венгрию к мужу Нина Васильевна приехала позже, так как много времени заняло оформление соответствующих документов.
Дмитрий Федосеев прибыл на службу в Венгрию уже после антисоветских выступлений в Будапеште осенью 1956-го. В Венгрии произошло настоящее вооруженное восстание против Советского Союза и его сторонников. Во время массового линчевания венгерских партийных активистов и новобранцев секретной полиции на площади Республики жертвами самосуда стали 28 человек, из них 26 — сотрудники госбезопасности Венгрии.
Когда вошли советские войска — их численность не превышала и одной дивизии, то есть около 6 тысяч человек и 290 танков, — оказалось, что только в самом Будапеште находятся около 7 тыс. венгерских военнослужащих и до 50 танков.
Кроме этого, имелось несколько десятков самоходных артиллерийских установок (САУ), противотанковые орудия, станковые и ручные гранатометы. Все это было направлено против советских солдат. Проходы между домами были заминированы и перекрыты баррикадами.
Мятеж оказался отлично подготовлен, в руки его участников попало немало оружия. Мятежники в ночь на 24 октября захватили радиостанции, оружейные заводы «Данувия» и «Лампадьяр».
Вмешательство советских танков политически повернуло ход событий: гражданская война перешла в войну с Советской армией, ее главным лозунгом было «Советы, домой!».
На улицах венгерской столицы действовало уже до трех тысяч вооруженных повстанцев. Из тюрем было выпущено около 8 тысяч осужденных, в основном — уголовников. По мнению экспертов, продолжалась отработка ЦРУ сценария, который позже будет применен на майдане.
В ночь на 4 ноября 1956 года дивизии маршала Ивана Конева начали наступление на Будапешт. Войскам было приказано «оказать братскую помощь венгерскому народу в защите его социалистических завоеваний, в разгроме контрреволюции и ликвидации угрозы возрождения фашизма». В начале шестого утром 4 октября 1956 года Имре Надь в последний раз обратился к венгерскому народу по радио, обвинив СССР в агрессии. Венгерским военным советское командование приказало оставаться в казармах, грозя в противном случае уничтожением. Большинство подчинилось, но некоторые вступили в бой вместе с вооруженными рабочими и студентами.
Маршал Иван Конев применил ту же тактику, которую использовал одиннадцатью годами ранее при штурме Берлина: бросил на узкие улицы европейского города массу танков. Защитники Будапешта забрасывали их «коктейлями Молотова» и стреляли с верхних этажей. За три дня боев в Будапеште погибли 2652 венгра и 640 советских военнослужащих.
Конечно же, после подавления мятежа присутствие советских войск было необходимо. Равновесие сил в стране поддерживало и присутствие танкового подразделения, в котором служил Дмитрий Федосеев.
Он прослужил в Венгрии семь лет, а затем его перевели в Майкоп. И снова испытание — его военная часть была отправлена в район полуострова Даманский, где в ходе обострения взаимоотношений с КНР происходили провокации на границе с китайской стороны.
Служил добросовестно. Вернулся в Майкоп в 1979 году и ушел в отставку по выслуге лет.
Его сын тоже стал военным — он подполковник, выпускник Военно-политической академии. Служил в Польше, в Армении, на Дальнем Востоке.
Дочь — заместитель декана исторического факультета АГУ, кандидат исторических наук.
Дмитрий Федосеев поздравил товарищей с Днем танкиста:
— Сердечно поздравляю с праздником танковых войск всех ветеранов-танкистов Великой Отечественной войны (их ряды неумолимо редеют), ветеранов-танкистов локальных войн, принимавших эстафету от танкистов-фронтовиков. Низкий поклон и вечная память танкистам, погибшим на фронтах сражений и ушедшим из жизни в мирные дни.
Желаю крепкого здоровья, счастья, удачи, успехов, радости и благополучия всем танкистам сегодняшних дней!
Марина Лебедева