Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Адыгский женский танец, исполняемый танцовщицами на котурнах — деревянной обуви на высокой подошве и с адыгскими трещотками в руках, пополнил репертуар всемирно известного Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Автором постановки стал художественный руководитель ансамбля «Нальмэс» Аслан Хаджаев.

— Этот сложный и необычный номер, с которым «Нальмэс» выступал на саммите в Сочи, покорил художественного руководителя и директора ансамбля имени Моисеева Елену Щербакову. И я с удовольствием поставил танец для ее коллектива. Номер стал единственным танцем народов Кавказа в репертуаре балета. В концертном зале имени Чайковского, где проходят репетиции ансамбля, наверное, впервые прозвучала адыгская музыка, — рассказал Аслан Хаджаев.

Постановка продолжительностью 4,5 минуты, рассчитанная на исполнение 12 танцовщицами, является авторской работой Аслана Хаджаева. Но в ней сохранена народная лексика, соответствующая всем канонам исконно адыгского танца. Особенность номера — исполнение на котурнах. Во времена древних адыгов эту обувь носили черкешенки из княжеских родов. Котурны на высоких подошвах, добавлявшие образу девушки стройности и стати, были своеобразной данью тогдашней моде. Во многом из-за ношения этого атрибута национального костюма, который дополнял изысканные наряды, черкешенок называли «француженками Кавказа».

При ношении этой обуви девушка, несмотря на неудобство, должна была двигаться плавно и изящно. Именно в этих движениях, которые даже при высоком темпе выглядят легко и грациозно, — главная сложность и одновременно изюминка танца, считает Аслан Хаджаев. К слову, профессиональные артисты балета имени Игоря Моисеева справились с этим с легкостью. Дополнят номер и придадут ему национальный колорит адыгские костюмы ручной работы, которые для «моисеевцев» готовят мастера из республики. Образ для номера навеян знаменитой гравюрой английского путешественника Эдмунда Спенсера, где изображена черкешенка в национальном наряде.

— В этом танце я хотел показать черкешенку такой, какой она изображена на этой знаменитой гравюре, — красивой и грациозной. И этот образ ожил! А еще вдохновили детские воспоминания. Практически все они связаны с «Нальмэсом» — ведь здесь вся моя жизнь! Изначально этот танец я хотел посвятить тому составу коллектива, в котором танцевала моя мама, — рассказал Аслан Хаджаев.

Премьера адыгского танца в исполнении балета Игоря Моисеева, права на который Аслан Хаджаев подарил коллективу, состоится уже в этом году на юбилейном концерте, приуроченном к 80-летнему сезону коллектива, и затем станет частью гастрольной программы. Кстати, 80-летие в этом году отмечает и «Нальмэс». Возможно, это совпадение станет хорошим поводом для совместных гастролей всемирно известных коллективов, и ценители профессиональной хореографии смогут увидеть их выступления и в Адыгее.

Юлия Мельникова

16.09.2016 в 17:59
Возрастная категория материалов: 16+