Как социальные сети распространили вранье о действиях гостиничного дебошира и кто искусно бросил тень на полицию Адыгеи?
С броским заголовком «Владельцы гостиницы в Адыгее рассказали, как на них набросился полицейский с пистолетом» на днях появились сразу несколько сообщений на сайтах весьма авторитетных изданий российских СМИ. Почему, не проверив информацию из социальной сети, ее сразу выдали «в эфир», остается только догадываться.
Профессиональные массмедиа могут опубликовать любительскую съемку на мобильный телефон, где пьяный постоялец частной гостиницы требует вип-обслуживание, разве что под рубрикой «Без комментариев». Тут, однако, все иначе: «набросился полицейский с пистолетом», при этом представился окружающим «сотрудником местного ОБЭП». Ничего себе! Кто-нибудь в действующей полиции поверит, что размахивание оружием среди людей в гостинице (где каждый с навороченным телефоном мечтает о таком «селфи»!) ему сойдет с рук? Лично я — нет. Когда в пригороде Майкопа домашняя собака напала на ребенка и полицейские вынуждены были применить табельное оружие, чтобы спасти мальчика, им пришлось после этого пройти специальную проверку — оправдать свои действия. Это обязательное условие по закону о полиции. И таких фактов немало.
Но суть не в этом. Как только видеоролик попал в Сеть, любой полицейский на территории республики тут же узнал бы коллегу, ставшего причиной грандиозного скандала. Ведь если данный сюжет — правда, то такое поведение правоохранника в общественном месте влечет громадные неприятности: отстранение от работы, за которым следует ведомственная проверка во всем подразделении, как минимум. Если к числу полицейских прибавить их родственников, друзей и знакомых, станет понятно, что на территории Адыгеи он был бы тут же «вычислен», а его личное дело оказалось бы на столе руководства ведомства.
— Проверка данного факта проведена, как только видеосъемка попала в Сеть. Установлено, что гостиница находится на территории другого региона, а этот человек в правоохранительных органах республики никогда не работал. Информация, размещенная в социальной сети, о том, что участник конфликта в одной из гостиниц является сотрудником полиции Адыгеи, не соответствует действительности, — рассказал «СА» начальник отдела информации и общественных связей МВД по РА полковник внутренней службы Байзет Гомлешко.
Каждый полицейский в республике знает: его «громкое» появление в нетрезвом виде в общественном месте окажется достоянием гласности. Адыгея — очень компактный регион, в котором устная информация распространяется быстрее, чем в интернете. А уж если надебоширил и окружающие позвонили по номеру «02», то прибывший по вызову наряд полиции будет вынужден сообщить о «моральном падении» коллеги по инстанции в аппарат МВД. За этим строго следит служба собственной безопасности ведомства. Для проверки опубликованных фактов по поручению Министра внутренних дел по Адыгее Александра Речицкого на место событий в соседний регион сразу же был командирован сотрудник этой службы МВД по РА.
Тем не менее предположим: сотрудники, оказавшиеся в наряде, решатся умолчать факт, а о нем станет известно из посторонних источников. В первую очередь они сами лишатся всего. Заодно навсегда утратят доверие коллег, поскольку за их действия всю полноту ответственности понесут непосредственный руководитель и сослуживцы. Своим престижем и работой полицейские сегодня очень дорожат. Возможно, не везде, но в республике — определенно. Слишком суровы требования и критичен отбор: получить работу трудно, а по глупости лишиться ее — легко. Тогда возникает вопрос — если информация ложная, кому и зачем нужно было представить полицию Адыгеи в неприглядном свете?
Опубликованный текст утверждает лишь то, что владельцы гостиницы рассказали кому-то, дословно: «на них набросился полицейский с пистолетом» и «якобы представился сотрудником местного ОБЭП». По логике вещей, кто-то из жителей республики может вести гостиничный бизнес в соседнем регионе. Об этом он сообщил прибывшим по вызову полицейским, а специалисты массмедиа поняли информацию на свой лад. Искаженная информация о месте происшествия могла появиться таким образом. Что касается «местного» дебошира, представься он кем угодно, ему поверили бы на слово, коль в руках оказалось оружие. В любом случае именно этот факт должен был сделать его преступником в лице закона.
Однако «хозяева отеля вызвали наряд полиции, а сотрудники почти сразу отпустили хулигана». Видимо, нашкодившему полицейскому из другого региона сказочно повезло? Или на самом деле не было ни «сотрудника ОБЭП», ни пистолета? Это так модно сегодня — рекомендоваться борцом с экономической преступностью и размахивать чем-то вроде игрушки. Любители подобных экстравагантных выходок хорошо знают, что полицейские отличат оружие от предмета, похожего на него. В этом случае представленный факт — банальное хулиганство. Если, конечно, видеосюжет, разлетевшийся из соцсети по авторитетным федеральным сайтам, не является сознательным информационным вбросом. Тогда цели у авторов определенно иные, предметные и материальные, а народ в республике пусть разбирается, где правда, где ложь.
Елена КОСМАЧЕВА