Существует реальная необходимость полного запрета охоты на медведя
В Кавказском заповеднике провели учет медведей. На 10 горных массивах визуально наблюдались, а также были идентифицированы по следам 115 особей медведя разного пола и возраста.
— За четырехлетнюю историю проведения весеннего учета это наиболее высокие показатели. Общая же численность популяции медведя в заповеднике весной может достигать 400 особей. Тенденцию динамики весенней численности медведя в заповеднике определить довольно трудно, так как в разные годы учет проходит на разном количестве участков, и год от года эти участки не всегда совпадают. Для унификации данных учета необходимо разработать стандартные схемы участков и маршрутов. Однако в этом году возросло среднее количество наблюдаемых медведей на участке — до 11 особей, — сообщают научные сотрудники заповедника.
Большая концентрация медведя традиционно наблюдалась в южных районах заповедника: в истоках Киши, на хребте Аишха, истоках Березовой, на Большой Чуре и вообще на этом участке Главного Кавказского хребта. В этих же районах наблюдались и большинство самок с медвежатами-сеголетками. Во время осенних миграций медведи выходят за пределы заповедника на территорию сопредельного Сочинского национального парка. Они собираются в дубовых, каштаново-дубовых и каштановых лесах, в местах наибольшего урожая этих пород. Именно здесь, в районах осенних нажировок, расположены и берложные стации медведя. Весной же происходит обратное движение: из черноморских предгорий в высокогорье заповедника. На этот период и приходится начало учета медведя. Позже, в период проведения учета высокогорных копытных в начале июля, распределение медведя становится более равномерным.
В Кавказском государственном биосферном заповеднике считают, что изменение режима охраны некоторых осенних стаций медведя в Сочинском парке, связанное со строительством олимпийских объектов и горнолыжных курортов, нарушило пространственные связи медведей в верховьях Ачипсе, Лауры, Мзымты.
— Кроме того, достаточно сильно популяция медведя пострадала в 2012—2013 гг. во время так называемого санитарного отстрела кабана. В настоящее время существует реальная необходимость полного запрета охоты на медведя, поскольку эти 400 или около того особей, обитающие в заповеднике и национальном парке, по-видимому, и составляют всю популяцию в Краснодарском крае и Адыгее, — говорят специалисты.
Елена Страмцова