Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Произведения этого мастера давно стали визитными карточками Адыгеи в мире дизайна национального костюма. Его платья, в основе которых заложены глубокие философские мысли, выставлялись в России, Сирии, Иордании, Германии, Турции, США, а также участвовали в культурной программе Олимпиады в Сочи.

Заслуженный работник культуры Адыгеи, старейший на Северном Кавказе модельер-дизайнер национальной одежды, лауреат Государственной премии Адыгеи в области искусства Юрий Сташ в этом году удостоен почетного звания «Народный мастер России». Создаваемые Юрием Сташем арт-объекты — панно, инсталляции, костюмы — не только удивительным образом сочетают древние адыгские традиции и современные течения, но и несут заложенный автором призыв к миру и добру, понятный жителю любой точки земного шара. На 20 языках мира написаны отзывы посетителей о его экспозиции в Северокавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока.

Неудивительно, что личность художника находится под постоянным вниманием «СА» и других СМИ не только республики, но и России. Ежегодно десятки публикаций и сюжетов выходят в эфир, рассказывая об очередных творениях мастера, но сам он часто остается в стороне. Сегодня Юрий Сташ отмечает 85-летие. В юбилей «СА» решила рассказать о нем как о человеке с непростой судьбой, который не только преодолел жизненные перипетии, но и, будучи в гармонии с собой, достиг высокого уровня в искусстве.

В свои 85 он чувствует себя молодым человеком, которому возможность творить придает силы. Он ежедневно приходит в мастерскую и продолжает создавать новые произведения. Полет творческой мысли не прекращается ни на минуту, а импульс для идеи может дать любой предмет или событие.

«Работа делает жизнь сладкой» — эта фраза, сказанная ему наставником-портным, стала девизом по жизни. Летнего отпуска у него за последние 25 лет не было — он его сам себе отменил, когда вышел на пенсию.

Жизнь мастера похожа на его произведения: она соткана из самых разных лоскутов-событий — ярких и печальных, тяжелых и позитивных. Его судьба была непростой, а жизнь ставила, казалось, непреодолимые препятствия. Но внутренний оптимизм, чувство юмора и умение смотреть на мир в солнечных красках, видеть свет и не замечать тьму всегда помогали ему и придают силы сегодня.

Его называли Юра-черкес

Юрий Сташ родился в 1931 году в ауле Габукай. Был совсем ребенком, когда семью выслали в Сибирь. Позже семья вернулась на Северный Кавказ — Победу в Великой Отечественной войне встречали в городе Зугдиди. Детские воспоминания до сих пор рисуют в памяти картинку, как 9 мая 1945 года на крыше бронепоезда танцевали солдаты и кричали «ура!».

Юность и зрелые годы мастер прожил в Абхазии. Маленький Юра часто наблюдал, как мама склоняется за шитьем. Это ремесло и ему пришлось по душе, поэтому выбор 17-летнего парнишки пал на одну из местных мастерских по пошиву одежды. Хотя в подмастерья он пошел не от хорошей жизни — надо было чем-то зарабатывать на кусок хлеба. Но с первых же дней юноша почувствовал себя в своей стихии. Ему нравилось работать с материалом, он пытался сам строить выкройки. С огромной благодарностью вспоминает он наставников — беженцев из Польши Мойшу Гершмана, Самика Крупинского, одессита Бориса Белау.

Со временем молодой человек хорошо набил руку на пошиве мужской одежды и начал брать женские заказы. По тем временам специалист по пошиву женских моделей ценился на вес золота. «Где работает Юра-черкес?» — выспрашивали у местных жителей заказчицы.

Однажды заявилась к нему жена самого секретаря горкома комсомола — захотелось ей пальто, как у подруги. Молодой мастер в своих силах сомневался, но все же взялся за дело, снял мерки и приступил к пошиву. Результатом заказчица осталась довольна и вместо положенных 35 рублей заплатила целых 50. Потом дама щеголяла в пальто, рассказывая всем, что купила его в Сухуме. Но мастеру это только польстило — значит, его работа не хуже фабричных изделий.

С улыбкой Юрий Сташ вспоминает опыт педагогической деятельности в абхазской школе, где он учил швейному делу мальчишек и девчонок. Он умел находить общий язык с детьми и по сей день всегда с особенным чувством встречает ребят, приходящих посмотреть его экспозицию в музее.

По узкой тропинке к славе и признанию

Счастлив я, что нет мне покоя
Счастлив я, что нет мне покоя

Юрий Сташ с детства жил на чужбине, изредка приезжая в родной аул в гости. Но его тянуло на родную землю, и в 1967 году он переехал в Адыгею. К этому времени он получил профессиональное образование в Политехническом техникуме имени Моссовета по специальности «Конструктор-модельер универсал» в Москве и с 1968 года работал на Майкопском учебном комбинате, преподавая конструирование и моделирование одежды. В эти же годы он создал областную швейную экспериментальную лабораторию, в которой зарождались первые, ни на что не похожие модели.

Несколько десятилетий мастерская, где рождались на свет необычные произведения, находилась на лоджии его собственной квартиры. Четыре десятка манекенов «жили» прямо в комнатах, где пахло клеем и повсюду лежали необходимые для творчества материалы.

В 1981 году в Майкопе его работы предстали перед публикой на коллективной выставке национальных сувениров в Выставочном зале. Одно из первых масштабных творений Юрия Сташа — костюмы «Тыргатау» увидели свет в 1989 году, а в 1990-м на свет появилось платье «Гекатель», выполненное из кожи.

На пенсию Юрий Махмудович уходил с радостью, но не для того, чтобы отдыхать. Теперь у него появилось время на работу для души. Он отказался от заказов по пошиву одежды и полностью переключился на искусство.

В 1993 году работы Юрия Сташа увидели в США, куда его пригласила адыгская диаспора. До этого он с супругой бывал за границей, но как турист. В Америку же он летел с особой миссией — не только привезти соотечественникам частичку родной культуры, но и помочь сшить национальные платья для местного адыгского танцевального ансамбля. Это время совпало с проведением Дней черкесской культуры в Вашингтоне, где в Институте Среднего Востока прошла выставка произведений мастера из Адыгеи.

— Именно тогда я почувствовал, что мое творчество нужно людям, это придало мне импульс к развитию, — рассказывает «СА» Юрий Сташ.

Все эти годы поддержкой и надежным тылом для мастера остается любимая супруга Юлия Бамбетовна. Кстати, на собственную свадьбу Юрий шел в костюме, сшитом собственноручно, и большую часть одежды для себя и близких создавал своими руками. При скудном выборе, предлагаемом советскими магазинами, он умудрялся находить хорошие ткани и создавать эксклюзив. Супруга всегда поддерживала его творческие начинания и ни словом не попрекнула за необустроенный быт. Напротив, сама приносила в дом то, что могло пригодиться мужу для работы. Однажды в начале 1990-х годов она купила где-то целый ящик пионерских флажков, которые спустя несколько лет легли в основу панно и костюмов.

Искать необычное в привычном, не повторяться и создавать индивидуальный стиль — главный принцип в творчестве Юрия Сташа. Поэтому при создании коллекций он не только сочетает между собой, казалось, несочетаемые ткани, но и использует необычные материалы, вплоть до бросового — пряжек, замочков и ключей, кусков ремешков, вязаных аппликаций.

— Для меня работа — это арт-терапия, благодаря которой я преодолевал трагические события в моей жизни. В тяжелое время я мысленно уходил в другой, параллельный мир. Для меня важен даже не результат, а сам процесс творчества. Я уверен, что искусство может лечить лучше любого лекарства, — делится Юрий Махмудович.

И что готовит день грядущий…

Сначала дело, потом слово — жизненный девиз Юрия Сташа. Говоря о планах на будущее, он всегда показывает что-то новенькое, еще не видевшее свет. Журналисты знают, что в запасе у модельера всегда есть эксклюзив для прессы. Предъюбилейная встреча с корреспондентом «СА» проходит в мастерской, расположенной в Северокавказском филиале Музея искусства народов Востока — здесь с 2010 года рождаются на свет новые произведения. После небольшой квартирной лоджии этот светлый кабинет с высоченными потолками казался ему огромным. Но теперь и здесь мало места — его занимают закроечный стол, швейная машинка и небольшой шкаф, а оставшееся пространство заполнено панно и манекенами в костюмах, не вошедших в экспозицию, а также заготовками будущих работ.

В настоящее время модельер завершает очередную коллекцию с рабочим названием «Туризм: дорога к миру и познанию». Ее составляют костюмы «Азишская пещера», «Сочувствие», «Танец с молнией в горах», «Золотое руно» и другие.

Как и в каждую коллекцию, в эти работы вложена важная мысль: туризм помогает людям со всего света знакомиться с культурой народов мира, что сближает представителей самых разных национальностей и вероисповеданий. А это ведет к миру, добру и созиданию. Впрочем, это главная мысль всех работ Юрия Сташа — делать мир добрее, отказаться от войн и конфликтов, беречь человеческую жизнь и окружающую природу.

Наиболее полно творчество Юрия Сташа демонстрируется в экспозиции «В мире мифов и реальности» в Северокавказском филиале Музея Востока. В зале представлены платья «Птица «Утренняя заря», «Амазонка», «Республика», «Царица Риневус», «Толерантность», «Планета «Информация», а также многочисленные тематические панно.

Многие произведения круглый год «путешествуют» по стране, демонстрируя сплетение древних традиций и современных возможностей. В настоящее время его работы выставлены в историко-краеведческом музее им.Полетаева в Туапсе и в одном из музеев Краснодара.

Юрия Сташа смело можно назвать первооткрывателем в области современного национального дизайна в одежде. Не случайно празднование первого Дня национального костюма в 2011 году было приурочено к юбилею. Традиция с годами не изменилась — 28 сентября Юрий Сташ и его коллекция станут особыми гостями праздника, который состоится в столице Адыгеи.

Елена Маркова.

Фото Аллы Салиенко.

28.09.2016 в 11:26