Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В конце августа Майкопский городской суд вынес обвинительный приговор в отношении гражданина 1986 года рождения, организовавшего незаконное пребывание в Российской Федерации иностранцев. Помимо этого, ему вменялось несколько десятков эпизодов дачи взятки.

Фабулу этого дела «СА» рассказали в пресс-службе Майкопского городского суда. Еще в 2012 году осужденный познакомился в Москве с гражданином Китая — бизнесменом, который имел свои интересы в сфере аграрного производства на территории Краснодарского края. Из-за плохого знания русского языка гражданин Поднебесной предложил молодому человеку представлять его интересы по различным вопросам, связанным с его бизнесом.

В октябре 2013 года, уже прибыв в Краснодар, помощник получил от патрона задание. Ему вручили паспорта 29 граждан КНР и поручили оформить на них транзитные визы. Загвоздка состояла в том, что срок законного пребывания китайских работников на территории России к тому времени уже истек. Между тем в нашей стране установлен строгий порядок пребывания иностранных подданных. Если иное не предусмотрено международным договором, иностранцы прибывают в Россию исключительно по визе, а по истечении срока ее действия они должны покинуть территорию страны. В противном случае им грозит административная ответственность: штраф с выдворением и последующим пятилетним запретом на въезд в Российскую Федерацию.

Далее, как следует из приговора суда, осознавая, что получение виз на законных основаниях в такой ситуации невозможно, осужденный стал искать того, кто поможет решить вопрос в обход закона. За помощью он обратился к женщине-предпринимателю, имевшей свой бизнес по оказанию консультационных услуг и составлению различных документов для подачи в органы Федеральной миграционной службы. Осужденный вручил ей 232 тыс. рублей, а также пакет необходимых документов. Посредница передала деньги и документы своей знакомой — сотруднице профильного отдела ФМС России по Адыгее. Та, в свою очередь, легализовала пребывание иностранцев в России, чем нарушила требования закона и должностных инструкций. Одновременно по просьбе посредницы она оформила визу ее знакомому — гражданину Турции. Стоит оговориться, что сотрудница миграционной службы на тот момент должна была достоверно знать о том, что срок действия виз иностранных граждан уже истек и они уклонились от выезда за пределы Российской Федерации. Об этом свидетельствовали данные ведомственных информационных систем миграционной службы и копии ранее полученных виз.

В этой ситуации радует то, что правоохранительные органы сработали оперативно. В ноябре 2013 года на территории Краснодарского края был остановлен автомобиль, при осмотре которого обнаружили и изъяли 13 паспортов граждан Китая. Водитель, а также пассажиры по данному поводу ничего пояснить не смогли. По этим же фактам была проверка и по линии миграционной службы. В итоге было выявлено, что три десятка транзитных виз были выданы с нарушениями: без уплаты государственной пошлины, без визовых анкет, копий национальных паспортов, миграционных карт и без соответствующего решения начальника ОФМС России по РА. Визы были признаны недействительными, а сотрудница предупреждена о неполном служебном соответствии. Впоследствии она и вовсе стала фигурантом уголовного дела.

При этом были установлены и иные эпизоды ее противозаконной деятельности, связанные с незаконным оформлением патентов на работу для граждан Украины и Узбекистана в 2014 году. Причем в этих случаях речь шла уже о совершении мошенничества с использованием служебного положения. Виновная получила деньги за совершение действий, которые в действительности она не могла осуществить. Впоследствии она смогла решить вопрос, обратившись с дружеской просьбой к коллеге (как итог — коллега также стала обвиняемой по делу).

Летом прошлого года был вынесен приговор в отношении двух сотрудниц ФМС. Приговор, к слову, весьма обширный — объемом в 230 листов. Это само по себе свидетельствует о том, сколь масштабную работу проделали органы следствия и суд. Первая получила пять с половиной лет лишения свободы со штрафом в 1,3 млн. рублей. Суд отсрочил реальное отбывание наказания до достижения ее ребенком 14-летнего возраста (весьма гуманная мера, предусмотренная уголовным законом и направленная в первую очередь на защиту интересов детей). По достижении ребенком указанного возраста суд может освободить осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости либо заменить оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания.

Вторая сотрудница, некстати оказавшая коллеге «дружескую» услугу, была приговорена к условному лишению свободы, но сразу же освобождена от уголовного наказания со снятием судимости в рамках амнистии, объявленной к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В марте прошлого года вынесен приговор и предпринимательнице, которая выступала посредником при передаче взяток. Ей назначено три года лишения свободы со штрафом в размере 2,1 млн. рублей. По штрафу суд предоставил рассрочку сроком на пять лет, определив ежемесячный платеж в сумме 35 тыс. рублей.

В конце августа этого года вынесен обвинительный приговор организатору незаконного пребывания иностранных граждан в нашей стране. Объем этого судебного акта также впечатляет — более сотни страниц. В этом случае суд пришел к выводу о виновности подсудимого в 29 эпизодах дачи взятки через посредника в размере 8 тыс. рублей по каждому эпизоду. Подсудимому в определенной мере повезло. За то время, что длились следствие и судебное рассмотрение дела, законодатель внес изменения в Уголовный кодекс, которые улучшили его положение. А именно: в УК РФ была включена новая статья, предусматривающая ответственность за мелкое взяточничество, то есть при сумме криминального подношения не более 10 тыс. рублей. А по общему правилу уголовный закон, устраняющий преступность деяния или смягчающий наказание, имеет обратную силу. Однако вынесенный приговор также не может не впечатлять. По совокупности преступлений окончательное наказание было назначено в виде штрафа в 1 млн. рублей. При этом суд предоставил рассрочку его выплаты сроком на три года и четыре месяца, установив размер ежемесячного платежа в 25 тыс. рублей.

Обстоятельством, смягчающим наказание, суд в этом случае признал наличие малолетнего ребенка, положительную характеристику по месту работы и достижения в период прохождения службы в армии.

Вопрос государственной важности

Случившееся можно рассматривать и в более широком контексте, чем просто привлечение к ответственности лиц, вовлеченных в организацию незаконного пребывания иностранцев на территории России. Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. Достаточно сказать, что за последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения России. И в целом опыт стран, проводящих активную миграционную политику, показывает, что миграционные процессы ускоряют социально-экономическое развитие и обеспечивают увеличение благосостояния. Но для реализации положительного потенциала, заложенного в миграционных процессах, вся система управления ими должна быть модернизирована, а сама миграция должна носить цивилизованный характер. В противном случае страну ждут серьезные проблемы и вызовы, изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к иностранцам.

С учетом важности вызовов и задач Президентом России утверждена концепция государственной миграционной политики России до 2025 года. В числе ее целей — обеспечение национальной безопасности, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения нашей страны. Концепция направлена на стабилизацию и увеличение численности постоянного населения России, а также на обеспечение потребности экономики в рабочей силе. Для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан предлагается создать стимулы для переселения в Россию на постоянное место жительства.

В концепции прямо указано, что привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития. Для работы необходимо приглашать высококвалифицированных иностранных специалистов и создавать для них нормальные условия жизни.

Также важными элементами государственной миграционной политики являются создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. Но решение этой задачи возможно лишь в ситуации, когда трудовые мигранты находятся в стране на законных основаниях. В противном случае люди, пребывающие в России на птичьих правах, оказываются в полной зависимости от хозяев-работодателей. А за этим следуют новые проблемы. Сами трудовые мигранты, не имея достойной заработной платы, не защищенные в социальном плане, вряд ли будут испытывать теплые чувства к России, в том числе и после возвращения на родину. В свою очередь граждане нашей страны, объективно имеющие более высокие запросы относительно оплаты и условий труда, не смогут эффективно конкурировать с зарубежной рабочей силой. А как учит история, столкновение сугубо экономических интересов может стать поводом для более серьезного противостояния — основанного на социальных и национальных различиях.

Вопросы, касающиеся миграции, того, кто, как, зачем и на каких основаниях прибывает в Россию, самым тесным образом переплетены с вопросами безопасности и затрагивают, прямо или косвенно, всех граждан нашей страны. Поэтому любые нарушения миграционного законодательства требуют самой серьезной реакции со стороны государства.

Дмитрий Кизянов, при содействии пресс-службы Майкопского городского суда

Справка «СА»

Летом этого года законодателем ужесточена уголовная ответственность за ряд коррупционных деяний. Например, признаны преступлениями случаи, когда деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются не должностному лицу (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации), а по его указанию — другому физическому или юридическому лицу. Введена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение подобного посредничества. При этом ответственность за коммерческий подкуп и посредничество в нем дифференцированы в зависимости от размера предмета подкупа.

Одновременно было смягчено наказание за мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество, хотя и в этих случаях за повторное совершение подобных деяний предусмотрена повышенная ответственность. Таким образом, сегодня по статье 291.2. УК РФ получение или дача взятки в сумме, не превышающей 10 тыс. рублей, как лично, так и через посредника наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, исправительными работами на срок до одного года, ограничением свободы на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до одного года.

А вот за те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за дачу, получение взятки или посредничество во взяточничестве, «светит» штраф до одного миллиона рублей, исправительные работы на срок до трех лет либо лишение свободы на срок до трех лет.

Хотя и в этом случае действует важное правило: лицо, совершившее дачу взятки, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и расследованию преступления, если в его отношении имело место вымогательство взятки либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

30.09.2016 в 20:52