Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Военная полиция — одна из самых молодых правоохранительных структур России. Федеральный закон о деятельности военной полиции был принят в феврале 2014 года, а 25 марта 2015 года Владимир Путин утвердил Устав Военной полиции Вооруженных сил РФ. Представителей этого органа, входящего в систему Министерства обороны, с традиционными «гражданскими» полицейскими объединяют общие задачи по противодействию преступности, обеспечению законности и правопорядка, а также защите прав военнослужащих — граждан. И хотя большинство жителей России (если они только не служат в армии) редко сталкиваются с сотрудниками военной полиции, роль и значение этого ведомства сложно переоценить.

О работе военной полиции в Адыгее рассказывает начальник отделения профилактики правонарушений территориального органа военной полиции Майкопского гарнизона Сергей Горяев. Зона ответственности этого отдела совпадает с административными границами Республики Адыгея.

— Военная полиция создана для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы. Задача военной полиции — поддержание в войсках дисциплины, законности и правопорядка, обеспечение безопасности дорожного движения и охраны режимных объектов. В том числе военная полиция решает вопросы, связанные с борьбой с неуставными отношениями между военнослужащими и расхищением имущества Вооруженных сил, — говорит Сергей Анатольевич. —Также мы следим за тем, чтобы военнослужащие не нарушали требования законов и воинских уставов, вели себя с достоинством вне мест несения службы — на улицах, в общественных местах. Следим, чтобы военнослужащие правильно носили военную форму — ведь в том числе по их внешнему виду гражданское население судит о Вооруженных силах в целом.

Если говорить о текущей работе, то сейчас в рамках приказа Министерства обороны проводится акция «Внимание: розыск!», направленная на розыск военнослужащих, самовольно оставивших свои воинские части. В сентябре текущего года нами осуществлены выезды по имеющимся адресам проживания таких военнослужащих, опрошены родственники, соседи, иные лица, которые могли бы иметь сведения о местонахождении разыскиваемых. Проведены иные разыскные мероприятия. Всего за 2015—2016 годы нами разыскано уже более двух десятков беглецов.

— Почему военнослужащие скрываются из воинских частей?

— Обычно самовольный уход обусловлен тем, что военнослужащего не устраивает установленный порядок прохождения службы. Требования, предъявляемые в рамках контракта о прохождении военной службы, являются высокими. С приходом нового руководства Министерства обороны России армейская жизнь активизировалась, стало больше внимания уделяться подготовке личного состава. Начали проводиться массовые воинские учения, в том числе связанные с выездами на полигоны в другие регионы. До этого некоторые контрактники относились к службе как к обычной работе, думали, что вся их ответственность перед государством заключается в необходимости отбыть восемь часов в сутки на территории своей воинской части. Однако военная служба предполагает абсолютно иной формат отношений, чем отношения гражданских работника и работодателя, — Трудовой кодекс на нее распространяется в очень незначительной части. Правовые основы прохождения военной службы по контракту установлены федеральными законами о статусе военнослужащих, о воинской обязанности и воинской службе.

Не выдержав усиленных требований и условий прохождения службы, некоторые военнослужащие предпочитают скрыться. Но это не является разумным шагом — за самовольный уход из воинской части предусмотрена уголовная ответственность (статьи 337 и 338 Уголовного кодекса Российской Федерации). Для военнослужащего по призыву она наступает при отсутствии свыше двух суток, для контрактника — свыше десяти суток. Для тех военнослужащих, которые пытаются иными способами уклониться от исполнения обязанностей военной службы, также предусмотрена уголовная ответственность (ст.339 УК РФ). Осужденный военнослужащий, а также его близкие родственники и дети уже не смогут устроиться на работу в государственные органы, поэтому прежде, чем совершить такое преступление, необходимо задуматься хотя бы о них.

Пользуясь случаем, призываю тех, кто незаконно находится вне воинских правоотношений, незамедлительно заявить о себе в ближайший правоохранительный орган и вернуться в воинские части — бессмысленно скрываться, ломая свою будущую жизнь, поскольку розыск таких военнослужащих сроков давности не имеет. Явка с повинной рассматривается законодателем как обстоятельство, смягчающее наказание. Кроме того, в Уголовном кодексе есть важная оговорка: если военнослужащий впервые самовольно оставил воинскую часть вследствие стечения тяжелых обстоятельств, он может быть освобожден от уголовной ответственности.

— Сергей Анатольевич, официально такое явление, как дедовщина, было искоренено сокращением срока службы по призыву до одного года. Тем не менее насколько сегодня актуальна проблема неуставных отношений?

— Что касается неуставных взаимоотношений между военнослужащими. Исходя из данных статистики, количество подобных проявлений значительно сократилось. Это случается крайне редко. За текущий год преступлений, связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими по призыву, нами не зарегистрировано.

Военнослужащие сегодня постоянно находятся на виду, а командиры подходят к задаче предотвращения подобного рода эксцессов очень ответственно. Важно помнить и о том, что для военнослужащих по призыву значительно смягчены условия прохождения службы. Год, в течение которого молодой человек отдает долг Родине, пролетает очень быстро. В этом плане дедовщина действительно изжила себя — военнослужащие просто не успевают стать, если можно так выразиться, «дедами».

Естественно, в любом большом коллективе, тем более мужском, есть незначительное количество отрицательно настроенных людей. Но заверяю, что по линии командования воинских частей, военной полиции, военных следственных органов и военной прокуратуры делается все необходимое, чтобы минимизировать возможность возникновения неуставных проявлений.

— Тогда какие нарушения закона военнослужащие допускают чаще всего?

— Среди совершаемых военнослужащими преступлений имеют место в основном общеуголовные деяния, такие как кражи, угон, превышение должностных полномочий. За январь-сентябрь текущего года в общей сложности мы получили 32 сообщения о правонарушениях. Сколько из них обоснованны, сказать пока сложно, — некоторые не подтвердились, по другим еще продолжается проверка. Однако по некоторым фактам возбуждены уголовные дела, из которых часть уже рассмотрена военным судом, остальные находятся на стадии предварительного следствия. Всего же в гарнизоне в отношении военнослужащих возбуждено 35 уголовных дел. Хотя, если исходить из численности военнослужащих гарнизона, это единичные случаи: совершение преступлений военнослужащими — явление редкое и для российской армии не характерное. В основном это стало возможным благодаря совместной работе военных правоохранительных органов.

Что касается конкретных примеров. В апреле произошло неординарное событие — командир одной из воинских частей оскорбил военнослужащего военной полиции. Мы зарегистрировали у себя данное сообщение о преступлении и передали военным следователям все необходимые первичные материалы. Собранные доказательства признаны судом достаточными для вынесения в отношении виновного приговора к ограничению по военной службе — особому виду уголовного наказания, применяемому исключительно к военнослужащим.

В феврале 2016 года офицер одной из воинских частей, будучи в состоянии опьянения, пытался ударить ножом дежурного по КПП. Действия нарушителя были квалифицированы по части 1 статьи 333 Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за сопротивление лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, или принуждение его к нарушению этих обязанностей, сопряженные с насилием или с угрозой его применения.

Помимо этого, мы взаимодействуем с иными правоохранительными структурами в процессе раскрытия и расследования преступлений и правонарушений. Традиционно в рамках антинаркотических мероприятий у нас было налажено тесное взаимодействие с ФСКН. Сейчас наркополиция вошла в состав МВД России, однако мы рассчитываем на продолжение совместной работы. В целом мы сотрудничаем со всеми правоохранительными ведомствами Адыгеи — МВД по РА, региональным управлением ФССП России, Следственным управлением и другими. Недавно по запросу ГИБДД мы помогли установить личность военнослужащего, скрывшегося с места ДТП. У сотрудников автоинспекции имелись лишь некоторые анкетные данные подозреваемого, но и этого оказалось достаточно. Данный нарушитель оказался не из нашего гарнизона, а служил в одном из соседних регионов. Нередко к нам за помощью в розыске военнослужащих-должников обращались судебные приставы, а при возникновении проблемных вопросов с военнослужащими на дороге — сотрудники дорожно-патрульной службы МВД по РА. Мы готовы в любое время оказать содействие в рамках своей компетенции всем коллегам.

— Вернемся к теме неуставных отношений. Не исключено, что подобные случаи могут выпадать из поля зрения правоохранительных органов и командования частей. Есть ли у военнослужащих возможность обратиться напрямую в военную полицию, в том числе анонимно?

— В каждой воинской части размещены стенды с номерами телефонов сотрудников военной полиции и дежурного по военной комендатуре. По этим номерам любой военнослужащий может в любое время суток сообщить о совершении неправомерных действий в отношении его или иных лиц. Мы обязаны отреагировать на любое подобное обращение. По итогам проверки, исходя из выявленных обстоятельств, мы направляем сообщение командиру воинской части, который обязан на него отреагировать, или в военную прокуратуру — для внесения актов прокурорского реагирования. Если в случившемся усматриваются признаки состава преступления, мы проводим процессуальную проверку и направляем материалы в военный следственный орган.

Хочу отметить, что не только военнослужащий, но и любой гражданин может обратиться по телефону дежурного по комендатуре 8(8772) 56-29-44 и сообщить нам о выявленном нарушении. Призываю жителей республики звонить нам каждый раз, когда они сталкиваются с нарушениями правопорядка со стороны военнослужащих.

Что касается анонимных обращений. Законодатель относит их к информации из сомнительных источников. Однако определенная работа проводится и по ним. Лично я несколько раз проводил проверки обращений военнослужащих, пожелавших остаться инкогнито. Некоторые такие обращения действительно помогали выявить нарушения.

— В армию далеко не всегда попадают люди, имеющие достаточный жизненный опыт и в полной мере понимающие суть и значение обязанностей военнослужащего. Всегда лучше предупредить беду, чем разбираться с ее последствиями. Вы осуществляете профилактическую и разъяснительную работу?

— Мы периодически организуем в воинских частях мероприятия по выявлению, пресечению и недопущению фактов употребления алкоголя и наркотических веществ. В их рамках до военнослужащих также доводятся сведения о состоянии правопорядка в гарнизоне, предоставляется возможность задать вопросы и получить исчерпывающие ответы на них. До воинских частей доводится информация о неординарных, редко встречающихся нарушениях воинской дисциплины для их предупреждения впредь.

Более того, мы прекрасно понимаем, что законодатель не может досконально предусмотреть и урегулировать все вопросы, касающиеся служебной деятельности. Исходя из этого, убежден, что военнослужащий военной полиции, как и сотрудник любой другой правоохранительной структуры, должен всегда руководствоваться прежде всего законом и совестью. Конечно, есть откровенные нарушения, за которыми должна следовать ответственность. Но когда военнослужащий по призыву, к примеру, нарушивший воинскую дисциплину, не в полной мере понимал смысл воинских уставов, мы имеем возможность не применять взыскание, а напомнить военнослужащему о его обязанностях и воинском долге. Это является не взысканием, а именно мерой воспитания военнослужащих для предупреждения возможных нарушений.

— Как поступить на службу в военную полицию?

— Для того чтобы поступить на службу в военную полицию Вооруженных сил Российской Федерации на должности рядового и сержантского состава, необходимо соответствовать ряду требований. На службу могут попасть граждане в возрасте от 18 до 35 лет, не имеющие судимости. Важный критерий, помимо личных моральных и деловых качеств, — состояние здоровья. Приветствуется наличие спортивного разряда. Каждый претендент проходит тестирование на уровень профпригодности. Помимо этого, с учетом специфики службы, мы стараемся отбирать людей, имеющих базовые познания общеправовых норм, в том числе касающихся вопросов прохождения военной службы. Еженедельно по субботам мы проводим собеседования с гражданами, желающими поступить на службу в военную полицию. В желающих недостатка нет, однако проходят все этапы отбора не более 5—7 процентов от общего числа кандидатов.

Служба в военной полиции нелегка. Помимо сугубо полицейской нагрузки, мы, как и все другие военнослужащие, в полной мере выполняем все функции и задачи обычной воинской части и успешно с ними справляемся. В этой связи хотел бы сказать слова благодарности за достойную службу всем моим коллегам — сотрудникам Территориального органа военной полиции Майкопского гарнизона. Особо хочу выделить прапорщика Вячеслава Владимировича Колесникова, являющегося одним из наиболее грамотных и подготовленных сотрудников, который, несмотря на уже солидный для военнослужащего возраст, является в том числе отличником физической подготовки. В дополнение ко всему сказанному хочу заверить жителей Адыгеи в том, что военная полиция будет и впредь прилагать все усилия для решения поставленных перед нами задач.

Дмитрий Кизянов

10.10.2016 в 11:57