Нажился на сиротах
Тема мошеннических схем с жильем неоднократно поднималась на страницах нашей газеты. Не так давно Майкопский городской суд отправил за решетку ранее уже судимого риелтора, который оставлял своих клиентов без жилья, заключая с ними договоры купли-продажи недвижимости якобы в качестве обеспечения кредитных обязательств («СА» №116 от 17 июня). И вот еще один случай. В Гиагинском районе осужден мошенник, который обирал выпускников детских домов, получавших субсидии на приобретение жилья. Приговор, который был обжалован, но оставлен Верховным судом Адыгеи без изменений, вступил в силу осенью. Примечательно то, что этот аферист тоже был риелтором и также уже успел отбыть срок за совершение мошенничеств. Он отсидел семь с половиной лет, вышел условно-досрочно и продолжил свои дела.
Вокруг пальца
Одного из потерпевших жизнь в детские годы не очень-то баловала. После школы-интерната он окончил ПТУ, отслужил в армии, вернулся в Адыгею. К несчастью, в этот момент на его мобильный телефон позвонил незнакомец, предложивший встретиться и поговорить по поводу получения социальной выплаты на приобретение жилья.
В то время в Адыгее для нуждающихся в жилье сирот было предусмотрено выделение специальной субсидии. Данная выплата была целевой и могла быть использована только на оплату приобретенных квадратных метров.
Потерпевший прибыл в офис, расположенный в Майкопе. Здесь неискушенному жизнью парню рассказали, что ему, как сироте, полагается от государства небольшой дом в сельской местности стоимостью до 200 тыс. рублей (истинный же размер выплаты составлял почти 730 тыс. рублей, и мошенник это прекрасно знал, рассчитывая завладеть большей частью этой суммы). В качестве альтернативы предложили продать сертификат на получение жилья за 400 тыс. рублей. Сколько ему на самом деле положено от государства, потерпевший не знал. Он не представлял и того, кто и в каком порядке должен выдать ему сертификат. Потом, в процессе оформления документов, его возили в различные учреждения, где он, не читая, подписывал какие-то документы. В итоге мошенник присвоил выплату, которая полагалась сироте, заплатив ему меньше, чем было изначально оговорено, — 350 тыс. рублей.
В этом случае гражданину был причинен значительный имущественный ущерб — более 400 тыс. рублей. Потеря весьма существенная для семейного бюджета, особенно с учетом того обстоятельства, что он один содержал двоих малолетних детей. Когда дело дошло до суда, к этому потерпевшему приезжали с просьбой отказаться от показаний и претензий. За это обещали возместить ущерб. Даже дали для начала 20 тыс. рублей. Но затем обманули вновь. Никакого возмещения не последовало. Тем не менее он все же проявил человечность и попросил судью строго не наказывать обидчика.
А вот самому мошеннику, возникает ощущение, подобные проявления были чужды. Он не только лично обманывал сирот, но и вовлек в эти схемы сотрудников возглавляемого им агентства недвижимости, которые, как следует из приговора суда, о происходящем осведомлены не были. Да и сами действия внешне были вполне законными. Оформлялась доверенность, на основании которой и готовились документы, необходимые для получения субсидии. Непосредственно организатор схемы включался в процесс в самом конце — когда поступали средства для покупки жилья.
Еще один потерпевший познакомился с мошенником через сотрудницу агентства, с которой они вместе учились в интернате. У него был дом в станице Гиагинской, в ремонт и обустройство которого молодой человек решил вложить средства сертификата. Риелтор обещал помочь. Далее по накатанной: фиктивный договор купли-продажи, перевод денег на счет подконтрольных мошеннику лиц. В итоге сирота получил бывшие в употреблении кухонный гарнитур, стиральную машину, телевизионную приставку, строительный материал и пластиковые окна. Обещанный телевизор так и не привезли. Все это стоило порядка 150 тыс. рублей.
Видимо, разъяснения того, на какие льготы могут рассчитывать сироты, не были приоритетной темой и для должностных лиц, в обязанности которых входила работа с такими подростками. Как иначе объяснить то, что, вступив во взрослую жизнь, они оказались абсолютно не готовы к тому, что их ожидало?
Субсидия на покупку развалюхи
В развитие темы предлагаем ознакомиться с описанием еще одного домовладения, куда аферист вселил жертву. Одноэтажная постройка 1957 года. Общая площадь составляет 50,3 кв. м, жилая — 31,8 кв. м. Отопление печное, холодное водоснабжение, сетевой газ отсутствует. Туалет уличный. Фундамент имеет глубокие расколы и частичное разрушение. Штукатурка отстает, а нижняя часть угла дома — гнилая. Крыша — ржавая, протекает. На потолке также следы гнили, прогибы и отслоение штукатурки. Частично отсутствует остекление. Общий вывод — домовладение не пригодно для проживания. Интересовались ли ответственные за судьбы сирот должностные лица тем, на покупку каких домов перечислялась субсидия, — вопрос для нас открытый…
Мошеннические схемы варьировались в зависимости от степени доверчивости жертв. В одном случае мошенник не только нажился за счет субсидии на приобретение жилья, но и обналичил материнский капитал, а также продал дом, который принадлежал потерпевшей. Выпускница детского дома попросила помощи в оформлении документов для получения от государства денег на жилье. Как следует из приговора суда, мошенник сообщил, что для получения субсидии необходимо расторгнуть брак и зарегистрироваться в одном из районов республики, «так как у него там все схвачено». При этом пообещал, что в случае положительного исхода судебного дела о взыскании социальной выплаты и передачи ему сертификата на маткапитал на полученные деньги подыщет двухкомнатную квартиру в Майкопе. Гонорар за услуги — 70 тыс. рублей — должен был быть оплачен за счет субсидии, а если результат будет отрицательный, тогда денег не возьмут. Это и привлекло потерпевшую. Однако процесс оформления документов затянулся. Потом потерпевшая нашла работу в другом регионе и уехала из Адыгеи, оставив у риелтора судебную доверенность и иные документы.
В конечном счете суд взыскал в пользу сироты с государства социальную выплату на приобретение жилья — 1,3 млн. рублей. Но ей сообщили о том, что дело проиграно, пообещав продолжить работу, а также, чтобы усыпить бдительность, в течение двух лет перечислили около 150 тыс. рублей. Но мошенник возместил и эти затраты: у него оставались сертификат на материнский капитал и доверенность. Поэтому, когда в 2014 году женщина обратилась в Пенсионный фонд, с удивлением узнала, что средства сертификата уже использованы: для нее и ее детей приобретено домовладение. Она позвонила риелтору, но тот ничего объяснять не стал, лишь выразился в ее адрес нецензурной бранью. Женщина решила приехать в Адыгею и посмотреть недвижимость, собственницей которой, сама того не желая, стала. То, что она увидела на месте, также достаточно подробно описано в приговоре суда, которым мошенник был отправлен за решетку. Подойти к дому можно было лишь по узкой тропинке, рискуя свалиться в овраг. Само строение — без окон и дверей, пол проваливался. Ни света, ни воды, ни газа. По земельному участку ходить тоже невозможно — обрыв. Позади дома располагалось какое-то сооружение: что-то вроде летнего душа, но приближаться к нему было опасно для жизни…
Но на этом не закончилось. Уезжая на новое место жительства, потерпевшая рассказала риелтору, что несколько лет назад на основании устной договоренности купила домовладение в станице Ханской, но право собственности не зарегистрировала и документально сделку не оформила. Поэтому она попросила привести документы в порядок. И в этом случае мошенник привел в порядок лишь свое материальное положение — дом был продан, а вырученные деньги присвоены.
Болезненный урок
Мошенничества были совершены несколько лет назад. Привлечен же аферист к ответственности только сейчас. Крайне низкий уровень правовых познаний сирот не только толкнул их в сети мошенника, но и не дал возможности принять меры для защиты своих прав. Потерпевшие, по всей видимости, даже не понимали, что стали жертвами преступления.
— О случившемся правоохранительным органам стало известно лишь после того, как в 2014 году на прием в прокуратуру республики обратились две жительницы Гиагинского района. Они сообщили, что некий гражданин предложил им временно перерегистрировать право собственности на квартиры, в которых они проживали, пообещав вознаграждение в 60 тыс. рублей. Они поверили и, не читая, подписали договоры купли-продажи жилья, в которых была указана гораздо более высокая сумма, якобы им переданная, — по 300 тыс. рублей за каждую квартиру. Поначалу потерпевшие не переживали, они продолжили жить в своих квартирах, их никто не беспокоил. Тревожиться начали, когда пришло время возвращать право собственности. Они долгое время ходили за риелтором, а когда поняли, что обещание исполнено не будет, обратились в органы правопорядка. Прокуратура Гиагинского района начала разбираться в ситуации. По материалам прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело о мошенничестве. В процессе расследования выяснилось, что квартиры регулярно, иногда раз в несколько месяцев, меняли собственников. А когда стали устанавливать, что это за собственники, выяснилось, что все они — граждане, имевшие право на социальную выплату как дети-сироты и фактически никогда в этом жилье на проживавшие, — рассказывает «СА» про этот случай прокурор Гиагинского района Казбек Теучеж.
Сам аферист прекрасно знал, что делал. Реализуя задуманное, подобные люди всегда предвидят возможность привлечения к ответственности, поэтому изначально продумывают, как минимизировать риски. В этом случае мошенник, не в полной мере рассчитываясь с некоторыми потерпевшими, предлагал им озвучить под видеозапись некий текст, из которого следовало, что каких-либо претензий материального плана они не имеют. Даже после возбуждения уголовного дела, находясь в СИЗО, он пытался манипулировать свидетелями и передал одной из своих прежних сотрудниц тетрадь, в которой были записаны инструкции о том, какие показания надо давать.
Следствием отрабатывалась версия, что преступник имел соучастников — среди должностных лиц и сотрудников возглавляемого им агентства недвижимости. Однако она не подтвердилась.
Значительный разрыв во времени между совершением преступлений и их расследованием добавил сложностей в процесс установления истины по делу. Свидетели и потерпевшие за это время многое позабыли, некоторые разъехались по другим регионам. Дома, которые приобретали сироты и которые в рамках уголовного дела предстояло обследовать, уже были отремонтированы. Приходилось назначать дополнительные экспертизы. Тем не менее следствие собрало необходимые доказательства, и в отношении афериста был вынесен обвинительный приговор. Сам он свою вину признал лишь частично.
— Было доказано, что мошенник, являясь руководителем созданного им агентства недвижимости «Фаворит», совершил преступления в отношении десяти граждан, восемь из которых являлись лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пользуясь юридической неграмотностью потерпевших, мошенник получал от них положенные им меры государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Взамен злоумышленник отдавал либо наличные денежные суммы в значительно меньшем размере, либо непригодные для проживания жилые помещения. В отдельных случаях потерпевшие лишились и выплаты, и жилья, — прокомментировал вынесенный приговор Казбек Теучеж. — С учетом позиции государственного обвинения о назначении подсудимому наказания в виде реального лишения свободы Гиагинский районный суд приговорил мошенника к лишению свободы сроком на пять с половиной лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 50 тыс. рублей. При назначении наказания суд учел характер и степень общественной опасности преступлений. Была учтена просьба некоторых потерпевших строго не наказывать подсудимого. Верховный суд Адыгеи оставил приговор без изменения. По ряду эпизодов преступной деятельности имело место частичное возмещение ущерба.
Тем не менее ущерб был возмещен не полностью. В рамках расследования был наложен арест на имущество, принадлежавшее злоумышленнику. Это может частично покрыть потери. Однако приходится признать, что возмещение вреда, причиненного мошенниками, возможно далеко не всегда (вспомним финансовые пирамиды). Случившееся в очередной раз убеждает в том, что в первую очередь бремя по сохранению имущества лежит на самих собственниках, а излишняя доверчивость и готовность подписывать любые бумаги, не читая их, могут привести к большой беде…
Дмитрий КИЗЯНОВ,
по материалам пресс-службы Верховного суда РА
и прокуратуры РА.