Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

История сохранила множество документов, рассказывающих о развитии народного просвещения в Майкопе. Этой теме посвятил отдельную главу в своей книге о старом Майкопе Глеб Шапошников, бывший военный летчик и почетный гражданин города Майкопа, внук одного из первых директоров начальной приходской школы при Свято-Троицкой церкви (ныне Свято-Троицкий кафедральный собор) Константина Шапошникова. 

Много внимания этой теме уделено и в книге нашего земляка, ныне живущего в Москве, Виктора Мазурика «Неизвестный Майкоп». В ней есть отдельная глава о Майкопской горской школе.

Императорское правительство было озабочено просвещением на Кавказе не только русского населения, но и горцев. Еще шла Кавказская война, а император России издал в 1833 году высочайший указ «О присылке детей из горских племен на воспитание в Санкт-Петербург». Но вполне понятно, что столичный кадетский корпус, куда определяли на воспитание и учебу присланных детей горцев, не мог разрешить проблему их просвещения. Вслед за первым высочайшим указом последовали другие о создании горских школ на местах — недалеко от районов компактного проживания горцев. Такие школы были учреждены в Нальчике, Владикавказе, а затем, со временем, и в Майкопе. При министерстве просвещения Российской империи даже был создан особый Кавказский учебный округ.

Майкопская горская школа не сразу нашла свое постоянное пристанище. Сначала она находилась в станице Усть-Лабинской, затем в Дондуковской. Завершил переезд школы в Майкоп в 1871 году начальник Кубанской дирекции народных училищ В.Терзиев. Сам он был выходцем из армавирских купцов, братья его были купцами в Майкопе. Наемное помещение для горской школы нашлось — здание Александровского училища, а вот с финансированием возникли затруднения — городская казна не потянула такую ношу.

В.Терзиев продолжал хлопотать о выделении средств на Майкопскую горскую школу из императорской казны. И в 1880 году вышел августейший указ «О расходах на содержание Майкопской горской школы». Ей стали выделять ежегодно из госказны по 1500 рублей — сумма по тем временам немалая.

При горской школе был пансион (нынче сказали бы интернат). На полном государственном обеспечении находились более шестидесяти детей горцев из Кубанской области. Обязательными предметами для изучения были русский и черкесский языки, закон божий, арифметика, география, естествознание. Детей горцев приобщали к русской культуре, литературе. Они участвовали в самодеятельности. Газета «Кубанские известия» рассказывала о празднике, прошедшем в горской школе с приглашением родителей из аулов: «Горские дети исполняли на русском языке сценки из классических произведений, читали стихи русских поэтов».

Об особом внимании Российского министерства народного просвещения к Майкопской горской школе говорит тот факт, что в 1893 году директором этого учебного заведения был назначен титулярный советник Яков Монзолевский. Он привлек в горскую школу квалифицированных преподавателей из центра, при нем на преподавательской работе оказались бывшие воспитанники Санкт-Петербургских курсов для горцев чеченец Т.Эйдельканов и черкес П.Тамбиев.

Воспитанники Майкопской горской школы были, судя по всему, храбрыми ребятами. Майкопская газета писала в 1889 году, что двое воспитанников этой школы Халид Хашев и Ибрагим Мамчуев были награждены медалями «За спасение погибающих» — они помогли казачке Фекле Бейниной выбраться из горящего дома. Выпускники Майкопской горской школы охотно поступали на учебу в военные учебные заведения, становились офицерами и исправно служили в Российской армии.

Дмитрий КРЫЛОВ

 

10.11.2016 в 10:36