Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

«Служу Российской Федерации!» — эти слова они произносят с особой нотой в голосе. В них нет пафоса, только гордость, которой они по праву достойны. У сотрудников внутренних дел действительно такая работа — несмотря ни на что, быть там, где люди нуждаются в их помощи и защите. Их ждут дома, но они сутками выполняют свою «боевую» задачу, хранят верность Присяге и своей профессии. Безусловно, бывают исключения из правил, но не стоит забывать, что полицейские живут в одном с нами мире, в обществе, а не вне его. Мы привыкли к, казалось бы, чужеродному слову «полицейский», оно уже не кажется пришлым — это закономерно. О том, какой выдалась минувшая «пятилетка» для нашей полиции, как менялось самосознание и отношение к ней жителей региона, чего удалось достичь и над чем еще предстоит работать, рассказал читателям «СА» Министр внутренних дел по Адыгее генерал-майор Александр РЕЧИЦКИЙ.

Представления и реальность

— Александр Георгиевич, можете составить для читателей некий средний образ современного преступника и охарактеризовать его?

— Те представления, которые когда-то были разработаны теоретиками сыска о личности преступника — что его можно вычислить по определенным чертам лица, поведению, сегодня неактуальны. Изменилось время, изменились люди и характер совершаемых преступлений. Нынешние преступники по внешнему виду практически ничем не отличаются от обычных людей. В силу специфики преступлений они часто грамотны, профессиональны и технически образованны, могут себя вести незаметно. Однако отмечу сразу, что благополучие в обществе характеризуется не наличием в нем воров, а умением власти их обезвредить, как говорил Глеб Жеглов в известном фильме. И низкий уровень преступности в республике свидетельствует о том, что координация всех ветвей власти в Адыгее способствует выполнению этой задачи.

— Вы смотрите телесериалы о работе сыщиков и полиции, которые в большом количестве идут по телевидению ежедневно? Люди верят, что технический прогресс шагнул так далеко, что вычислить преступника можно в считанные часы…

— Смотрю изредка и очень избирательно. То, что показывают каждый вечер, — обычная фантастика. Конечно, хотелось бы иметь столь прогрессивное компьютерное оснащение, но это дело будущего. У нас высокопрофессиональные эксперты, мы тоже совершенствуемся и многое умеем. А то, что показывают, большей частью не имеет ничего общего с ежедневной работой полиции вообще. Художественный вымысел — это не популяризация деятельности сотрудников полиции, а привлечение внимания к экранам телевизоров. Этому можно верить в той же степени, что и любому кино.

В реальности Адыгея несколько последних лет является наиболее благополучным регионом на юге страны и в целом по России. Уровень преступности определяется количеством преступлений на 100 тыс. человек населения. В республике совершается 883 преступления, в ЮФО на те же 100 тыс. населения приходится более 1364 преступлений, а по России — 1263 преступления. За минувшие десять месяцев у нас отмечено снижение роста регистрируемых преступлений более чем на 8% в сравнении с цифрами аналогичного периода 2015 года. Всего с января по ноябрь нынешнего года на территории нашего региона совершено порядка 3,9 тыс. преступлений.

О практике

— Ваши полномочия в регионе начались со вступлением в силу закона «О полиции», который тогда был новым для всех. Вам пришлось проводить первую и довольно серьезную кадровую аттестацию — из милиции в полицию. Базовые положения закона себя оправдали за эти годы? Какую оценку вы ставите сегодня своим сотрудникам?

— Правовые основания, которые мы получили в 2011 году, очень важны, и на сегодняшний день у нас есть достаточная правовая база. Закон «О полиции» стал результатом серьезной законотворческой работы. В него в адаптированном виде были включены нормы международных актов, касающихся деятельности полиции. В их числе: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, Декларация о полиции и другие. Тогда было переработано много нормативных приказов, они и сегодня перерабатываются. Здесь надо понимать, что реформа полиции не приостановилась, периодически в разных структурных изменениях мы это видим. К примеру, создание Национальной гвардии затронуло и полицию. 

Российский закон установил новые правила общения полицейского с гражданином. Граждане ждут от защитников порядка высокого профессионализма, самодисциплины, готовности незамедлительно прийти на помощь. И все сотрудники органов внутренних дел, в том числе и МВД по Адыгее, проходили аттестацию на соответствие запросам нового закона. Мы должны были отобрать для службы в полиции наиболее грамотных, физически подготовленных, морально и психологически устойчивых сотрудников. Считаю, что нам удалось это сделать и сохранить профессиональное ядро органов внутренних дел республики. За пять лет работы в формате закона «О полиции» мы добились повышения уровня общественного доверия к полицейским. Модель взаимодействия полиции с гражданами уже работает. Именно жители Адыгеи ставят оценку труду сотрудников полиции. На сегодняшний день могу с уверенностью сказать: достигнуто главное — выстроены диалог и сотрудничество с населением. Моя оценка как руководителя — положительная.

— Поскольку речь идет о профессиональном празднике МВД, вопрос о бытовых условиях сотрудников полиции. Материальное обеспечение менялось за эти годы и остается одним из высоких в сравнении со средней зарплатой по региону. Как складывается их быт — отдых, лечение?

— В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который вступил в силу с января 2012 года, в МВД по Адыгее сотрудникам, пенсионерам предоставляются социальные гарантии. С момента вступления этого закона в действие 47 семей наших сотрудников и пенсионеров МВД получили единовременную социальную выплату, на сегодня такой выплаты ожидают еще 459 сотрудников и пенсионеров МВД.

За счет средств федерального бюджета мы приобрели и построили 91 служебную квартиру: из них 75 в Майкопе, 11 в ауле Хатукай Красногвардейского района, 3 в поселке Энем Тахтамукайского района, 2 в ауле Кошехабль. Эти квартиры отнесены к специализированному жилищному фонду МВД России, в них живут семьи полицейских. Кроме того, сотрудникам, которые снимают жилье по договору найма, в соответствии с законодательством выплачивается денежная компенсация. За здоровьем полицейских следит ведомственная медсанчасть, требования у нее достаточно высокие как к работе, так и к отдыху сотрудников. Те, кто бывает в длительных командировках в регионах Северо-Кавказского федерального округа, а также работающие в стрессовых ситуациях проходят курсы реабилитации в психолого-диагностическом центре МВД по РА. Все необходимые для основной деятельности полицейских требования в ведомстве соблюдаются.

О криминогенной ситуации

В Адыгее около 3 тыс. сотрудников полиции сегодня отмечают свой профессиональный праздник
В Адыгее около 3 тыс. сотрудников полиции сегодня отмечают свой профессиональный праздник

— Какие изменения в криминогенной ситуации произошли в Адыгее за последний год?

— Прежде всего отмечу, что с начала текущего года сохраняется позитивная динамика сокращения числа зарегистрированных преступлений. При этом количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких составов также сократилось. По отдельным видам преступлений статистика, в сравнении с аналогичным периодом 2015 года, тоже отражает снижение — меньше стало убийств, грабежей, квартирных краж. Примечательно, что произошло снижение так называемых квалифицированных краж, которые совершаются с подготовкой и проникновением в дома и квартиры. Здесь большую роль сыграла активная профилактическая работа, улучшение оперативных действий. 

Подчеркну: с начала года в Адыгее не зарегистрировано ни одного хулиганства, в прошлом году их было 6. А это значит, что по улицам городов, аулов и сел сегодня люди могут ходить не оглядываясь, без опаски. Мы очень серьезно работаем и над тем, чтобы повышать раскрываемость преступлений. К примеру, в сфере противодействия незаконному обороту оружия и боеприпасов она значительно выросла и составила около 81%, а в прошлом году была на уровне порядка 68%. На сегодня в Адыгее нет ни одного нераскрытого убийства, которые фактически совершены. Усилиями профилактики в регионе нам удалось добиться уменьшения числа преступлений с применением любых видов оружия более чем на 22%.

— По каким видам преступлений регистрируется рост?

— Стало больше мошенничеств, как и в целом по стране. Увеличилось количество фактов причинения тяжкого вреда здоровью. Больше, чем в прошлом году, зарегистрировано разбойных нападений, однако нам удалось повысить их раскрываемость почти на 17%. Вынужден отметить и увеличение количества преступлений в общественных местах с начала этого года. Сегодня стоит учитывать, что с 2014 года мы живем в непростой социально-экономической ситуации. Если происходят определенные моменты, связанные с ростом регистрируемых преступлений, это надо серьезно увязывать с социальными процессами. Понятно, что в стране экономический кризис. Когда мы ощутили рост имущественных преступлений, проанализировали ситуацию, то пришли к выводу, что это обусловлено социальными факторами. В данном случае своевременная перегруппировка сил, принятие оперативных решений на уровне координационного взаимодействия с прокуратурой, органами власти, муниципалитетов помогли нам ситуацию достаточно быстро изменить. Поэтому сегодня идет тенденция снижения количества регистрируемых преступлений. 

Да, мошенничества с применением интерактивных технических средств, мобильных телефонов, банковских карт — одна из серьезных проблем современности. Но здесь есть вопросы и к сотрудникам служб безопасности самих банков, торговых центров. Их работа — немаловажный фактор! Пример: в крупном ТРЦ на территории Тахтамукайского района стали происходить ночные «поджоги» — преступники днем оставляли в торговых залах дымовые шашки с таймером, а ночью возникало задымление. Тогда в ходе оперативных мероприятий мы выяснили, что часть видеокамер внутри магазинов — муляжи. Чтобы раскрыть преступление, нам пришлось провести огромную работу. Преступников мы задержали, но уже в другом регионе — благодаря записи на камерах видеонаблюдения в торговых центрах того региона.

Количество преступлений с использованием интерактивных технических средств растет, несмотря на очень большую разъяснительную работу, которую мы постоянно ведем с пожилыми людьми — с теми, кто чаще всего становится онлайн-жертвами преступников. Все, кто таким образом незаконно добывал деньги, находясь в колониях на территории Адыгеи, нами установлены, их преступления раскрыты, многие преступники уже осуждены. Проблема в том, что жители нашего региона, лишившиеся своих денежных средств на банковских картах, пострадали от преступников, находящихся в местах лишения свободы далеко за пределами Адыгеи, бывает, что и на другом конце страны — в Сибири, на Дальнем Востоке. Поэтому эти преступления очень сложно раскрывать. Тем не менее практически все действовавшие в них лица установлены, есть оконченные уголовные дела.

— Тот факт, что в этом году МВД переданы функции наркоконтроля — эта отдельная структура перешла в полномочия ведомства, как отразился на работе по борьбе с наркотиками?

— Организационно-штатные преобразования, безусловно, сказались, однако сотрудникам вновь созданного подразделения удалось почти на четверть увеличить число выявленных наркопреступлений на территории республики. Их зарегистрировано 197 с начала года. Мы делаем акцент на пресечении деятельности наркосбытчиков, и нам удалось существенно продвинуться вперед.

Совместно с оперативниками регионального управления Федеральной службы исполнения наказаний мы перекрыли несколько каналов поставки наркотиков в исправительные учреждения, которые расположены на территории Адыгеи, в частности ИК-1 в поселке Тлюстенхабль. На сегодняшний день все участники этой организованной преступной группы установлены и задержаны. Таким образом, ликвидирован канал, по которому в республику, на территорию колонии, поступал героин. И взаимодействие наших ведомств в этой работе продолжается.

Подведение итогов

В Адыгее около 3 тыс. сотрудников полиции сегодня отмечают свой профессиональный праздник
В Адыгее около 3 тыс. сотрудников полиции сегодня отмечают свой профессиональный праздник

— Если провести сравнительный анализ за пять лет,  как менялась обстановка?

— Все эти годы мы работали напряженно и плодотворно, во взаимодействии со всеми силовыми структурами, региональной властью, над теми изменениями, республиканскими программами, которые необходимо внедрять и дальше. К примеру, система «Безопасный город» — это безопасный дом, двор, улица, район. В целом — весь регион. Она применяется в других субъектах с успехом. Пока в Адыгее реализована только ее часть.

— При подведении итогов вы анализировали ситуацию по годам? 

— Безусловно. Резких изменений в криминогенной ситуации, всплеска регистрируемых фактов по каким-либо видам преступлений не произошло. Если сравнивать аналогичные периоды 2011 и 2016 годов, то общее количество зарегистрированных преступлений увеличилось примерно на 10%. Наименьшее количество совершенных преступлений статистикой отмечено в 2014 году. За этот период произошло снижение краж более чем на 11%, включая кражи из квартир — на 44%. Количество убийств уменьшилось на 15%, меньше всего их было зарегистрировано также в 2014 году. Мы наблюдаем снижение фактов причинения тяжкого вреда здоровью, стало вполовину меньше грабежей — на 53%, разбоев — в среднем на 7%. К слову, наибольшее число разбоев в Адыгее зарегистрировано в 2012 году — 22 факта. Анализ показывает, что в целом снижение регистрации преступлений по тяжким и особо тяжким делам составило за эти годы порядка 24%.

О народных дружинах

— Нужны ли сегодня региону вытрезвители? На эту тему в Адыгее было много споров…

— В МВД по Адыгее в целом есть такое убеждение: мы считаем необходимым возродить систему медвытрезвителей. Нашу позицию поддерживает Общественный совет при МВД России вместе с членами общественных советов ведомства во всех регионах. Посудите сами, вытрезвители — это специальная система, которая работает для спасения, сохранения жизни и здоровья. Она дает возможность человеку, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического, иного опьянения, не стать жертвой преступления или самому его не совершить. В этом состоянии человек утрачивает способность самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, оценивать опасность внешних факторов, может в конце концов упасть и получить травму или уснуть, не дойдя до дома. Такое случается. Сегодня таких людей доставляют в республиканский наркодиспансер, где есть палаты неотложной наркологической помощи. Но в целом это не решает проблему. Создание вытрезвителей должно быть вне системы МВД России и Министерства здравоохранения. И расходы по содержанию в медвытрезвителе должен оплачивать сам гражданин. Безусловно, создание вытрезвителей не отменяет профилактику пьянства, особенно в молодежной среде. Наоборот, оно должно ее усилить. Поэтому наше ведомство неоднократно направляло письма в адрес Главы региона, Премьер-министра и Министра здравоохранения республики с предложением рассмотреть вопрос о создании на территории Майкопа такого специализированного учреждения.

— А волонтеры по ежедневной охране общественного порядка нам необходимы? Судя по статистике преступлений в общественных местах — да, но ведь при обсуждении вопроса о народных дружинниках возникали разногласия между общественными организациями? 

— В настоящее время обеспечение общественного порядка и безопасности практически возможно только силами сотрудников полиции. Однако в статье 72 Конституции РФ записано, что обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности является объектом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», республиканский Парламент принял региональный закон «О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка в Республике Адыгея». Он вступил в силу с 1 июля этого года и разъясняет порядок создания, деятельности координирующих органов (штабов) по охране общественного порядка, утверждает образец и порядок выдачи удостоверения, отличительную символику народного дружинника. У нас уже есть достаточное количество жителей республики, которые хотят участвовать в охране общественного порядка, сформированы списки кандидатов для их включения в состав народных дружин. Эту работу мы проводили совместно с властями местного самоуправления по территориям.

На сегодня в Адыгее уже зарегистрировано 6 народных дружин в муниципальных образованиях Красногвардейского, Тахтамукайского и Гиагинского районов. Кроме этого, МВД уже несколько лет успешно привлекает к обеспечению общественного порядка волонтеров из числа студентов республиканских вузов во время проведения массовых мероприятий, таких как День города Майкопа, День Республики Адыгея и другие. В период проведения религиозных праздников (для обеспечения правопорядка и безопасности граждан внутри церквей и храмов республики) задействуются представители Майкопского отдела Кубанского казачьего войска.

Народные добровольные дружинники действительно помогут существенно повлиять на поддержание правопорядка на улицах и в общественных местах региона. Они будут дежурить вместе с сотрудниками патрульно-постовой службы, а это увеличит количество задействованных на улицах полицейских. Естественно, порядка будет больше. Однако для того, чтобы ввести дружинников в эту работу, необходимо законодательно — на уровне республиканской власти — проработать вопрос предоставления льгот и гарантий социальной защиты всех граждан, которые будут участвовать в охране общественного порядка. В тех регионах, где такие гарантии предусмотрены, дружинники успешно несут дежурства, зная, что они законодательно защищены властью: если во время этой общественно важной деятельности, предположим, заболеют, то получат больничный, хотя находились и не на основной работе. Такова ситуация сегодняшнего дня, никаких разногласий между общественными организациями Адыгеи в этом вопросе нет.

— Александр Георгиевич, пять лет вы в должности Министра внутренних дел по Адыгее. Что лично вам дал опыт работы в многонациональной республике?

— За минувшие пять лет сделано немало, я хотел бы это подчеркнуть. Мне очень нравится Адыгея как регион, я люблю ее природу, людей, которые в большей степени добрые и отзывчивые, гостеприимные, радушные. У меня сложились конструктивные  взаимоотношения с исполнительной властью региона — это хороший опыт. В решении оперативных вопросов вместе с МВД республики все действовали быстро, без проволочек, в полном взаимодействии. А такое отношение к руководству, сотрудникам правоохранительных ведомств складывается далеко не во всех регионах. У республики есть свой менталитет, который основан на традициях многих национальностей, он основан на толерантности, поэтому здесь во многом благоприятный климат. Это нужно ценить и сохранять.

Елена КОСМАЧЕВА.

Фото из архива МВД по РА.

 

10.11.2016 в 10:52