Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Новый законопроект предлагает создать государственную систему защиты людей от семейного насилия. Тиранам и буянам, превратившим жизнь родственников в кошмар, полиция будет выдавать специальные предписания. Ни звонить, ни преследовать, ни подходить близко к тем, кто устал от их выходок, — ничего нельзя, пока домашний деспот не научится себя вести.

Особые правовые механизмы по защите мира в семье заложены в проекте закона «О профилактике семейно-бытового насилия». Если инцидент произойдет, полиция, приехавшая по вызову на место семейной ссоры, сможет взять пострадавших под охрану и увезти в безопасное место. Планируется, что местные власти создадут сеть центров, где жертвы семейного насилия смогут переждать трудное время.

Проект также разрешает полиции выписывать защитные предписания: документ обяжет дебошира оставить родных в покое.

Кстати, подобное предписание можно будет выдать и бывшему мужу, если развод протекает очень плохо. Человеку, получившему официальный «стоп-сигнал», запретят преследовать тех, кого он уже «достал». Нельзя будет вопреки их воле звонить, приходить к ним на работу, искать контактов даже через третьих лиц. Как бы ни хотелось помахать кулаками перед бывшей женой, на время придется забыть о ее существовании.

При этом дебошира поставят на учет и отправят на специальные психологические курсы, где попытаются перевоспитать. Помогут психологи или нет, человек в любом случае будет обязан пройти с ними полный курс задушевных бесед.

Срок действия предписания, выписанного полицией, будет составлять месяц. 

Еще одна важная норма: учителей заставят сообщать в полицию о ставших им известными фактах семейного насилия. Пожалуй, вокруг этого предложения еще будут идти споры. Правильно ли заставлять учителя звонить в полицию, если ученик в доверительной беседе рассказал, что папа часто бьет маму? Мнения могут быть самые разные. 

— В настоящее время в России отсутствует системный подход к проблеме бытового насилия, — говорит адвокат Виктория Дергунова. — Сам термин «домашнее насилие» сужен до крайних форм этого преступления. Тогда как в большинстве развитых стран в это понятие включаются и экономическое насилие, и психологическое давление, и эмоциональные оскорбления, российским законодательством такие определения не предусмотрены.

Иными словами, под насилием эксперты предлагают понимать не только рукоприкладство. Это может быть и психологическое давление, и финансовый шантаж — мол, без меня все по миру пойдете. Законопроект, кстати, детально прописывает понятия психологического и экономического насилия в семье. В частности, экономическое насилие — это в том числе «умышленное лишение человека жилья, пищи, одежды… запрет или создание препятствий во владении, пользовании общим имуществом… принуждение к тяжелому и вредному для здоровья труду, в том числе несовершеннолетнего члена семьи…».

Особые защитные меры распространяются только на родственные отношения. Если же у девушки возникнут проблемы с назойливым ухажером, то здесь пока особых изменений не предполагается. Но, по мнению экспертов, если защитные ордера покажут свою эффективность, можно будет подумать и о том, чтобы расширить их применение. Например, разрешить выписывать на соседей-дебоширов. Но здесь надо досконально все продумать, чтобы не создать почву для злоупотреблений.

«РГ».

18.11.2016 в 15:22