Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В начале ноября представители 195 стран поддержали новое рамочное климатическое соглашение ООН, которое ставит перед человечеством цель удержать рост средней температуры на планете в пределах 1,5-2°C по отношению к доиндустриальной эпохе. Такие действия имеют серьезные основания — по сравнению с XIX веком ученые всего мира зафиксировали рост температурных показателей более чем на 1°. Глобальное потепление ведет к увеличению числа стихийных бедствий, таянию ледников и затоплению прибрежных территорий в результате высокой концентрации парниковых газов в атмосфере. Это неизбежно приведет также и к социальным катастрофам, таким как неконтролируемая миграция десятков миллионов людей. Россия еще не ратифицировала Парижское соглашение по климату в связи с необходимостью принятия национальных документов по переходу на энергосберегающие технологии и введения соответствующих поправок в действующее законодательство. Правила выполнения соглашения мировому сообществу предстоит разрабатывать еще в течение нескольких лет. Но что происходит с климатом нашей малой родины — Адыгеи, мы узнали уже сегодня, встретившись с почетным работником Гидрометслужбы России, заслуженным экологом Адыгеи, начальником ЦГМС Росгидромета Александром Митровым в день его юбилея.

Адыгея
Адыгея

— Александр Вячеславович, от всей души поздравляем вас. Мы писали о вашей деятельности в прошлом году, что изменилось за столь долгий срок?

— Работа, в принципе, та же самая, интересная и оперативная. В мае этого года я был отмечен медалью МЧС «За содружество во имя спасения», которую мне вручил Министр МЧС Владимир Пучков.

— Быть руководителем, да еще и гидрометслужбы, непросто?

— Работа действительно нелегкая, но интересная. Специалисты нашей службы не производят материальных ценностей. Однако благодаря своевременному прогнозу опасных явлений погоды можно избежать серьезных экономических потерь. Информация, собранная нами, дает большой экономический эффект.

В момент приближения или возникновения опасного природного явления все наши специалисты работают как слаженная команда, с предельной концентрацией и полной самоотдачей. Ведь плохая погода не выбирает времени суток или сезона года. Моя задача как руководителя — не только контролировать процесс производства работ, но и вовремя оказывать как физическую, так и моральную поддержку сотрудникам, задействованным в обследовании пострадавших районов.

В пору весенних паводков неделями об отдыхе остается только мечтать. Но все плохое когда-либо заканчивается. На смену циклону всегда приходит антициклон, дожди сменяются ясной погодой, а рабочая неделя заканчивается выходными днями.

У меня есть добрые друзья, которые поддерживают меня на всем жизненном пути, два сына и четыре внука.

— Какие изменения климата приходится наблюдать в Адыгее?

— Адыгея — уникальное место по своей природе и климату. Больше трети ее территории занимают леса, а ведь это легкие планеты. Но, несмотря на данные природные богатства, вследствие антропогенной деятельности изменения климата коснулись и нас. Изменения эти отчетливо видны, если проанализировать температурные показатели последних 100 лет. К примеру, в ноябре 1941 года наши синоптики зафиксировали абсолютный минимум температуры — 27 градусов мороза. А в ноябре нынешнего года мы поставили рекорд по абсолютному максимуму, который составил почти +29°.

— То есть потепление, как говорится, налицо….

— Половина ученых синоптиков всего мира говорят нам о глобальном потеплении, другая половина — о похолодании. В настоящее время в Адыгее мы наблюдаем тенденцию к потеплению. За последние 50 лет среднегодовая температура воздуха практически ежегодно была около нормы или превышала ее на 0,5-1,5°. Но окончательных выводов о наличии глобального потепления делать еще рано. Слишком мал ряд наблюдений для таких серьезных выводов.

— Можно ли говорить о каких-то погодных изменениях в нашей республике, произошедших за более короткий период времени, к примеру, за последние 20 лет?

— В Адыгее, как, впрочем, и по всей территории Северного Кавказа, участилось количество опасных природных явлений, это факт, подтвержденный ежегодной статистикой.

— А в каком состоянии у нас уровень радиационного фона?

— Мы ежедневно замеряем его и наблюдаем колебания в пределах 13—15 микрорентген, при норме 10—20 микрорентген в час.

— Как вы относитесь к тому, что многие люди не доверяют прогнозам синоптиков?

— Доверять или нет — дело каждого. Часто можно услышать фразу, мол, синоптики обещали… Это не совсем верно — не «обещали», а прогнозировали. Обещать в нашем случае неуместно и весьма самонадеянно, так как прогноз погоды имеет дело с вероятностными процессами, которым неизбежно присуща та или иная степень неопределенности.

В свою очередь, могу сказать, что наши суточные прогнозы имеют 92% оправдываемости, что считается высоким уровнем при мировой норме в 90%. Прогнозы, данные нами на 3 суток, оправдываются на 80—85%; а вот долгосрочные, данные на месяц, сбываются с точностью до 60—70%. Недаром мы называем их консультативными. Невозможно точно прогнозировать что-то на далекое будущее, все меняется.

— На какой части территории республики сложнее всего делать прогнозы?

— У нас три климатические зоны: равнинная, предгорная и горная. И все они достаточно сильно отличаются друг от друга по погодным условиям. Поэтому очень сложно прогнозировать. Большую трудность составляет отсутствие наблюдений в районе плато Лагонаки. А еще хотелось бы сказать о Гузерипле — особом, удивительном месте с субтропическим климатом. Он расположен на высоте 630 метров. Но из-за того что поселок находится в пойме реки и полностью окружен горами, мы наблюдаем сочетание разных скоростей ветра. Там, как и в Сочи, осадки могут выпасть пять раз на день. Погода очень отличается от той, которая царит на всей территории республики, поэтому он нам особенно интересен.

— Вы сказали об уникальности нашего климата, в связи с чем нам так повезло?

— Благодаря близости Большого Кавказского хребта и двух теплых морей — Черного и Каспийского — создаются благоприятные погодные условия. Расположение территории Адыгеи в относительно низких широтах способствует интенсивному притоку солнечной радиации, в связи с этим характерной особенностью климата является обилие солнечного света и тепла. Поэтому у нас умеренно жаркое лето и сравнительно теплая зима.

— Имеются ли прогнозы относительно того, какой будет предстоящая зима?

— Эта зима будет холоднее, чем предыдущая, но в пределах среднестатистических норм. Снегом горные районы Адыгеи в этом году обделены не будут, что в полной мере должно обеспечить необходимый уровень влагозапасов в горах. Беспокойство может вызывать выпадение мокрого снега в период устойчивых оттепелей, когда снеготаяние вместе в осадками приводит к резкому подъему уровней наших горных рек. 

— Выходит, что для нас это особенно опасно, ведь в Адыгее более 130 рек?

— Да, у нас 131 река, а всего 945 водоисточников. Вода — это драгоценность, жизнь, и она находится под контролем. Уровень воды в реках мы замеряем регулярно, причем в любую погоду. Утром в 8.00 и вечером в 20.00. Если же пришел период дождей и реки поднялись, то необходимо производить наблюдения ежечасно. Такую нагрузку может вынести не каждый. Но все, кто попадает в нашу службу, работают ответственно и подолгу, вкладывая в свой труд душу. Радует, что в этом году уровень воды ни в одной реке до опасных явлений не поднимался.

— В процессе наблюдений вашим сотрудникам наверняка приходится сталкиваться с различными проблемами…

— Одна из самых больших бед — скромное финансирование из федерального бюджета и соответственно низкая оплата труда. Большинство наших специалистов имеют профильное образование. Подготовкой инженеров для нашей службы в стране занимается только один вуз, который находится в Санкт-Петербурге.

— А в каком состоянии находятся специальная техника и оборудование?

— За прошедшие 5 лет Росгидрометом была проведена активная модернизация наблюдательной и прогностической сети. Мы получили и установили современное оборудование, соответствующее мировым стандартам. Нельзя сказать, что работать нам стало значительно легче. С одной стороны, добавились проблемы с обслуживанием техники и подготовкой кадров. С другой — автоматизация сети ведет к повышению качества как при производстве наблюдений, так и при составлении гидрометпрогнозов.

Елена СТРАМЦОВА.

Фото Аллы САЛИЕНКО.

23.11.2016 в 14:33