Пригласили на свою голову
Наша газета уже рассказывала, что в старом Майкопе городского врача выбирала городская дума. А вот ветеринарного врача в городе долго не было. Однако случились эпидемия чумы и народные волнения, вошедшие в историю Майкопа под названием «чумной бунт». Майкопские скотовладельцы выступили против поголовного забоя крупного рогатого скота, и их бунт был жестоко подавлен казачьими частями, прибывшими из Екатеринодара. Вот тогда городские власти и задумались над тем, как в дальнейшем предотвращать возникновение и распространение подобных эпидемий.
Решение пришло само собой: пригласить в город специалиста по болезням животных — ветеринарного врача. Таких специалистов готовили в столичной ветеринарной академии. Но в Майкопе ни одного ветеринарного врача не было. Думцы дали объявление в областной газете «Кубанские вести», и вскоре откликнулся ветврач из Екатеринодара. Это был Самуил Яковлевич Меерович.
Он приехал в Майкоп, предъявил диплом, и городская дума утвердила его городским ветеринарным врачом. Самуил Яковлевич не только хорошо знал свое дело, но и был человеком весьма принципиальным. Он побывал на скотобойнях (их было в Майкопе три), нашел там нарушение правил забоя скота и обработки туш животных, которые могли привести к распространению чумы и других заразных болезней, общих для скота и людей. Ветеринарный врач оформил предписание о том, что надо сделать, и установил срок — три дня. В случае неисполнения предписания пригрозил закрыть бойни. На выполнение распоряжений ветеринара нужно было потратиться, а владельцы скотобоен этого не хотели и стали жаловаться в городскую управу на придирчивость ветеринарного врача.
Еще большее недовольство вызвало распоряжение городского ветеринара об обязательном контроле каждой партии мяса, доставляемой для реализации на рынок. Продавцов не устроили задержки с продажей мяса, а городских чиновников то, что надо было изыскивать в казне средства на оборудование лаборатории для проверки мяса. Об этом ветеринарному врачу откровенно заявили в городской управе.
Самуил Меерович обратился в городскую газету с просьбой опубликовать его заметку о саботаже контроля за продаваемым на рынке мясом. В редакции ему отказали. Тогда Самуил Яковлевич сделал несколько экземпляров своей заметки, добавил комментарии, в которых не стеснялся в выражениях. Городской ветеринар лично расклеил информацию на афишных тумбах. На следующий день его вызвали в городскую думу, чтобы пропесочить. Но Меерович не пришел. Тогда те чиновники, в адрес которых были написаны, как они посчитали, оскорбительные выражения, подали на ветврача в суд.
Но слушание дела ветеринарного врача города Майкопа не состоялось — обиженный оборотом дела Самуил Меерович покинул Майкоп. Все остались довольны. А отголоски эпидемии чумы еще долго слышались. То в одном, то в другом дворе хозяева забивали крупный рогатый скот с признаками страшного заболевания — чумы.
Дмитрий Крылов