Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Зима — время, когда любая самая простая поездка по городу, а за его пределами тем более, грозит стать экстремальной. И дело не в дорогах и не в погоде, к которой пора уже привыкнуть, а в людях, которые по-разному реагируют в стрессовых ситуациях, и как следствие — случаются ДТП. Из-за чего же все-таки происходят аварии?

Знал бы, где упаду…

Буквально несколько дней назад на автодороге Ходзь — Мостовской произошла авария. На большой скорости столкнулись пять легковых и один грузовой автомобили.

По словам специалистов УГИБДД по республике, в результате аварии двое человек погибли мгновенно, шестерых доставили в городскую больницу.

— Причиной аварии послужило задымление автодороги от горящей травы на обочине трассы. Первый автомобиль из-за плохой видимости замедлил движение. Все остальные, по всей видимости, этого сделать не успели, от чего и произошли столкновения, — рассказал начальник отдела пропаганды УГИБДД МВД по РА Мурат Бзегежев.

Этой аварии, как и многих других, на трассах

Адыгеи можно было избежать, если бы каждый водитель соблюдал: во-первых, необходимую дистанцию, во-вторых, скоростной режим. По данным специалистов УГИБДД по республике, за 10 месяцев комплексы видеофиксации в Адыгее зарегистрировали 83 тыс. фактов превышения скорости. Безусловно, чем быстрее едешь, тем тяжелее последствия от столкновения.

По статистике, чаще других в республике происходят ДТП из-за вождения в нетрезвом виде, выезда на встречную полосу, перехода пешеходами дороги в неустановленном месте.

— Когда человек попадает в экстренную ситуацию, из-за дефицита времени от страха у него наступает мышечный паралич. Человек не может думать в этот момент. Максимум, что он может сделать, — это просто жать на тормоз. Иногда он это делает неправильно, а иногда этого делать нельзя ни в коем случае, — считает директор филиала Центра высшего водительского мастерства профессора Э.С.Цыганкова Виктория Гриценко.

Из-за несоблюдения дистанции между автомобилями произошло столкновение в Кошехабльском районе, но его можно было избежать, выполнив правильное экстренное торможение. Не стоит бояться, что сработает антиблокировочная система, и изо всех сил давить на педаль тормоза. Когда она начинает дрожать или дребезжать — это нормально. Автомобиль в любом случае остановится.

Чтобы научиться контролировать ситуацию на дороге, необходимо постоянно практиковаться — намеренно делать ошибки и находить из них мгновенный выход. Естественно, делать это нужно на специально оборудованных площадках или на открытой местности, где нет движения. Если человек не справляется сам, можно отправиться на курсы контраварийного и экстремального вождения.

Осторожно: скользко!

В Адыгее за последние дни выпало много осадков, а температура воздуха понизилась до минусовой отметки, что заставляет всех быть предельно внимательными на дороге. Занос, снос, вращение — вот основные проблемы, с которыми зачастую водитель не может справиться. Причина этого — отсутствие опыта.

Снос передних колес, как правило, случается из-за слабого сцепления резины с дорожным покрытием. Занос задних колес автомобиля может происходить на дороге с любым покрытием. Причины — разное давление воздуха в шинах, износ протектора, неравномерное распределение груза в багажнике, попадание под колеса камней, щебня, мерзлых кусков грунта, резкое торможение и чрезмерно высокая скорость на скользкой дороге.

Ученые утверждают, что способность или неспособность удержать автомобиль на дороге от мастерства вождения зависит редко. Давление в шинах, с которым ездят многие водители, — 2 атмосферы. И это неправильно. На городских дорогах или российских трассах это может быть крайне опасно. 

— Накачать шины правильно, так, чтобы они через несколько недель не лопнули, довольно просто —достаточно посмотреть на боковину резины, где указаны все параметры. Приемлемое давление для всех легковых автомобилей от 2 до 2,5 атмосферы. Это и гарантия безопасности, и экономия бензина почти на литр, — рассказали специалисты шинного автосервиса.

Найти альтернативу

По словам начальника Школы мастерства вождения при научно-технической и опытно-экспериментальной базе МГТУ Кима Хацаца, безопасность дорожного движения зависит от нескольких компонентов — водителя, автомобиля, дорог и окружающей среды.

— Мы работаем в направлении «водитель и безопасный автомобиль». На базе есть станция техосмотра, на которой мы проверяем параметры безопасности автомобиля, а также учим других, как правильно следить за своим транспортом, — рассказывает Ким Хацац.

Методика занятий по мастерству вождения состоит в том, чтобы человек не совершал ошибки, а если и совершал, то мог их исправить. Помимо этого, одной из целей Школы является ликвидация гонок на дорогах города.

— Более 70 ДТП в этом году в регионе было совершено молодежью. Ребята, едва получив права на управление транспортным средством, имея небольшой стаж и малые навыки вождения, стараются себя показать перед сверстниками. В частности, скорой ездой, которая приводит к тяжким последствиям. Лихачат зачастую ночью, когда транспорта мало, однако так называемый дрифтинг даже в ночное время опасен и может навредить другим участникам движения, — уточнил начальник отдела пропаганды УГИБДД МВД по РА Мурат Бзегежев.

Госавтоинспекторы считают, что учиться правильно и хорошо водить необходимо в специально отведенных местах, а не в городе. Альтернативу такому развлечению молодые люди могут находить, занимаясь автоспортом, считает Ким Хацац.

Всегда готов!

Научиться контролировать свои эмоции и реакции все же можно. Для этого нужно выполнять одно простое правило — сосредоточить внимание на дороге.

— Человеку свойственно расслабляться при выполнении одинаковых действий. Когда мы изо дня в день двигаемся по одному и тому же маршруту, реакция притупляется — едем на автомате, слушаем музыку, в общем, витаем в облаках. Человек всегда должен себя контролировать на дороге и быть бдительным, — считает директор филиала Центра высшего водительского мастерства.

Как правило, «приземление» происходит в момент экстренной ситуации, влекущей ряд психологических последствий — шок, панику и ступор. Выйти из них самостоятельно практически невозможно.

На восстановление психики человека, побывавшего в ДТП, специалисты порой тратят несколько месяцев. Помогает также активный образ жизни. Например, занятие спортом или путешествия на автомобиле — хороший способ улучшить внимание за рулем.

Специалисты утверждают, что хотя бы раз в несколько лет посещать курсы контраварийного вождения современному автолюбителю не просто полезно, а необходимо.

Сохранить здоровье и деньги помогут хорошее состояние автомобиля, вежливость и внимательность на дороге. Но главной страховкой от неприятности в пути было и остается соблюдение правил дорожного движения.

Оксана Кулева

02.12.2016 в 11:12