Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

С нового года собственники жилых помещений в многоквартирных домах Адыгеи будут оплачивать новую жилищную услугу — общедомовые нужды (ОДН). Плату за эту услугу жители региона вносили и раньше, но она входила в состав коммунальных платежей. Кроме того, этот платеж ограничили жесткими нормативами.

Еще в декабре прошлого года электроэнергию для лампочек, домофонов и лифтов в подъезде, а также воду для мытья лестниц жильцы оплачивали по показаниям общедомовых счетчиков. Общедомовые нужды рассчитывались как разница между расходом, который определен по общедомовому счетчику, и суммой расходов, согласно показаниям индивидуальных приборов учета всех жителей дома.

При этом жильцам порой было непонятно, за что платить. Между тем сумма платы за общедомовые нужды заметно увеличивала счета граждан. К примеру, в Майкопе, плата за ОДН в различных многоэтажках колебалась от 80 до 300 рублей и даже выше. Любопытно, но иногда услуга предоставления общедомовых нужд оказывалась дороже, чем услуга, которую жилец оплачивал в своей собственной квартире.

— Теперь ситуация должна измениться, так как общедомовые расходы «подогнали» под конкретные нормативы. Утвержденные на региональном уровне для многоквартирных домов региона, они будут действовать до 1 июня 2017 года. Не позднее этой даты согласно Постановлению Правительства РФ будут утверждены нормативы по новым правилам, — прокомментировала «СА» начальник Жилищной инспекции региона Саида Жачемук.

По словам начальника отдела цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги Управления государственного регулирования цен и тарифов региона Людмилы Хромец, норматив на горячую и холодную воду определен расчетным методом и учитывает соотношение численности жителей к площади общедомового имущества. Общий усредненный норматив потребления коммунальной услуги по воде на общедомовые нужды для всего жилищного фонда региона составляет 0,025 куб. метра на 1 кв. метр общей площади общедомового имущества.

— В том случае, если показания общедомового и индивидуальных приборов учета в жилых помещениях снимаются корректно, в один и тот же день, то, как правило, они одинаковы. Но если происходит «разрыв» в снятии этих показаний, то они будут отличаться друг от друга. Соответственно, между ними возникает разница, которую оплачивают собственники, что является причиной их жалоб, — говорит Людмила Хромец.

Как считает начальник отдела, для получения корректных показаний приборов учета старшие домов обязательно должны знать всех жильцов, которые проживают в доме и рассчитываются за воду по нормативам. Потому что в квартирах нередко живут незарегистрированные люди, которые пользуются коммунальными услугами. Кроме того, в квартире может быть зарегистрирован один человек, а проживать пять. И это, без всякого сомнения, влияет на корректность показаний приборов учета.

Немаловажно и то, что перерасход коммунальных ресурсов на общедомовые нужды сверх норматива будут теперь оплачивать не жильцы, а управляющие компании. Это будет стимулировать управдомов к энергосбережению — ликвидации утечек воды. Также они будут активнее бороться с воровством ресурсов и не допускать незаконного подключения к электросетям.

Все эти меры в конечном итоге сделают процедуру начисления платежей максимально прозрачной. Собственник, получивший квитанцию за жилищно-коммунальные услуги, будет четко понимать, за что он платит и почему именно такую сумму.

— Следует отметить, что если собственники заинтересованы в уменьшении платы за общедомовые нужды, то они должны внимательно следить за показаниями приборов учета, снимать их в оптимальные сроки. Эту практику следует продолжать применять: чтобы расходы на общедомовые нужды не выросли, необходимо соблюдать дисциплину потребителям услуг, — говорит Саида Жачемук.

Владимир Киселев

11.01.2017 в 19:18