Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

С этого года всю информацию о недвижимости и ее собственниках начали вносить в Единый госреестр недвижимости. Бумажных документов уже нет. Люди волнуются, надежно ли защищены их данные от хакерских атак, от рейдерских захватов и других рисков. Опасаются они и возможных злоупотреблений при подаче документов через интернет. Где гарантия, что не будут поданы поддельные договоры купли-продажи? И кто несет ответственность за внесение записей в реестр?

С этими вопросами «РГ» и обратилась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В ведомстве уверенно заявили, что с началом работы Единого госреестра недвижимости (ЕГРН) надежность хранения данных о миллионах квартир, дач, земельных участков, напротив, в разы возрастает, а новый Закон «О государственной регистрации недвижимости» дает возможность создать щит от мошенников и криминала. Как?

«Все записи ЕГРН хранятся в электронной базе данных, многократное резервное копирование которой и высокая степень безопасности позволяют надежно защищать сведения», — пояснили в Росреестре. Например, сегодня по закону единственным доказательством существования прав собственности становится электронная запись в ЕГРН.

Подделать ее, уверяют в ведомстве, невозможно. Современные технологии, по словам работников службы, позволяют отсечь любое постороннее вмешательство в электронный ресурс. В то время как свидетельство о государственной регистрации прав в бумажном виде подделать гораздо легче.

Что касается ответственности за регистрацию сделок, то новый закон предусматривает ее не только для органа регистрации прав (Росреестра), но и для персонального государственного регистратора. В том числе материальную. Впервые чиновники рублем ответят за нарушение сроков, технические ошибки в документах, уклонение от выполнения своих обязанностей.

Росреестр, кстати, как и раньше, проводит правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки).

Единственно, при заключении сделки государственный регистратор не проводит криминалистическую, в частности почерковедческую, экспертизу документов. Росреестр не вправе подменять собой правоохранительные, судебные органы. Такие же правила были установлены законом, действовавшим до 2017 года. Если регистратор видит подделку, то направляет информацию об этом в правоохранительные органы.

Внесенная в ЕГРН запись является доказательством прав на собственность, а зарегистрированное право может быть оспорено только в суде.

И еще одна превентивная мера. Для большего спокойствия и для защиты от действий мошенников у собственника недвижимости есть право в любой момент подать в Росреестр заявление о внесении в ЕГРН записи, запрещающей проведение от его имени и без его личного присутствия действий с недвижимостью, не производить сделки в других регионах. Такая запись дает регистраторам право отказать в сделке с вашей квартирой или домом даже человеку, у которого на руках будет выданная вами доверенность.

Теперь о хакерах. Смогут ли они добраться до наших данных? «Нет, — уверяет Виктор Журба, председатель комитета «Деловой России» по кадастру и налогообложению недвижимости. — Прямого доступа к ним из внешних сетей нет. Все данные, которые Росреестр представляет в публичный доступ, — это лишь «фотография» защищенных оригинальных сведений. Бояться атаки на эти данные — все равно что бояться испортить фотографию человека, чтобы не причинить ему реальную боль».

А где гарантия, что через интернет не будут поданы поддельные договоры купли-продажи? Ее обеспечивает электронная подпись покупателя и продавца, поясняет Журба, а получить такую подпись можно только лично. Кроме того, надежность защиты сведений и гарантия прав обеспечены государством.

Татьяна Зыкова

27.01.2017 в 10:35