На линии фронта
Воспоминания участника Сталинградской битвы Владимира Павловича Бибичева.
Новый, 1943 год мы встретили, лежа на морозе в снегу, в обороне. Было тихо вокруг, немцы не стреляли. И вдруг небо осветили ракеты — это был салют сталинградцев в честь наступившего года, на который каждый боец возлагал большие надежды в изгнании врага из Сталинграда.
Когда вернулись в свое расположение, отметили праздник «боевыми наркомовскими». Поскольку старшина не знал о выбывших из строя, нам досталось больше, чем по 100 граммов. Пришлось доставать из неприкосновенного запаса консервы. Кто-то из бойцов сбегал к соседям, только что прибывшим на помощь сталинградцам, — воинам-сибирякам и принес пихтовую ветку из тех, которыми маскировали эшелон, когда он мчался на всех парах на Сталинград. Ветку поставили в тяжелую артиллерийскую гильзу, и получилась в нашем подвале новогодняя елка. Некоторые бойцы подшучивали: мол, Деда Мороза и Снегурочки не хватает.
Боец, бегавший к соседям, сказал, что он узнал большую новость, но до утра не расскажет. Как бойцы его ни упрашивали, он отмалчивался. Утром после подъема в расположение роты прибыл комиссар. Он поздравил бойцов с Новым годом и зачитал Указ Верховного главнокомандующего о введении в Красной армии новой формы обмундирования и новых знаков различия — погон.
После обеда пришел старшина с вещмешком, в котором находились погоны. Он раздал их воинам согласно званиям. Я получил погоны рядового. Только сталинградцы начали прилаживать погоны к гимнастеркам, как старшина сказал, что надо переодеться в новую форму. Гимнастерки были такие же, только новенькие. Но главное, что всем выдали валенки, в которых сталинградские морозы были не страшны. А самой большой радостью было то, что всем выдали утепленное белье с начесом, новые шапки-ушанки из искусственного меха, двупалые рукавицы и ватные брюки. А чтобы мы были менее заметны для врага, всем выдали белые маскировочные халаты.
Не терпелось выйти на улицу, хотя это было и опасно. В Сталинграде не было линии фронта в прямом понимании этих слов. Наших бойцов и немцев разделяли улицы, насквозь простреливаемые из подвалов как нашими, так и немцами. Снег приятно хрустел под валенками. Бойцы были преисполнены радости и гордости — Родина заботится о них, и каждый клялся в душе, что все невзгоды перенесет, а врага к Волге не пустит, а потом вышвырнет его из Сталинграда.
От редакции. Дальнейший боевой путь Владимира Бибичева пролегал через Курскую битву. Там он был связистом. В ходе боя прервалась связь роты с дивизией. На устранение порывов кабеля добровольно вызвался Владимир Бибичев. Он нашел порыв и устранил его, связь восстановилась и управление боем комдивом улучшилось. За это Владимир Бибичев был награжден медалью «За отвагу».
В действующей армии Владимир Бибичев пробыл до марта 1944 года. Потом был комиссован по ранению. После войны окончил юридический институт. После отработки положенного выпускнику срока вернулся домой и всю жизнь проработал в Майкопе адвокатом. А еще Владимир Бибичев — заядлый шахматист. Он не раз бывал победителем шахматных турниров разных масштабов.
День завершения Сталинградской битвы ветеран встретил в больнице. А фотографию сталинградца любезно предоставила редакции его дочь Светлана, работница школы искусств.
Дмитрий Крылов