Я б топ-менеджером стал. Пусть меня научат
Поиск работы — процесс сложный и долгий. Для того чтобы добиться успеха, нужно верить в себя и быть готовым постоянно самосовершенствоваться. Если вы ищете подходящую работу, попробуйте воспользоваться приведенными ниже рекомендациями. Возможно, именно они помогут вам найти ее в более короткий срок.
С чего начать?
— В первую очередь необходимо определиться, какую работу вы ищете, — говорит главный специалист отдела трудоустройства и программ содействия занятости населения Управления службы занятости РА Ирина Данильченко. — Работу у нас, как известно, ищут преимущественно двумя способами. Первый способ — народный. Используются родственные, семейные, дружеские, приятельские или другие личные связи. Опыт свидетельствует, что меньше всего проблем в поиске работы имеют общительные люди — чем больше знакомых имеет человек, тем выше вероятность того, что среди них окажется потенциальный работодатель.
Второй способ поиска — обращение в кадровые агентства или службы персонала тех организаций, которые имеют вакансии. В этом случае вы явно или неявно вступаете в конкуренцию с другими претендентами на рабочее место. Победить в этой конкуренции — задача не из легких. Необходимо убедить работодателя в том, что вы — именно тот специалист, о котором он мечтал всю свою жизнь. Для этого понадобятся базовые психологические знания. Они помогут успешно преодолеть все собеседования, тестирования, проверки, испытания, чтобы обрести работу.
Как написать резюме?
Более 90% работодателей и кадровых агентств сегодня требуют от соискателя наличия резюме, причем составленного по определенным правилам. В нем должны быть указаны образование, опыт практической работы в данной отрасли. А если его нет, то — какие цели вы ставите перед собой, если вас примут на работу, как вы относитесь к сверхурочным нагрузкам, если таковые потребуются, какую перспективу карьерного роста вы для себя обозначили?
Многое зависит от внешнего вида резюме. Когда объявляют вакансию на более-менее высокооплачиваемое место, работодателю их приходит большое количество. При этом велика вероятность того, что на ваше резюме попросту не обратят внимания, даже если вы полностью соответствуете данной должности. Читают резюме живые люди.
Помимо безупречного содержания, резюме должно иметь внешний вид, отличный от других. Психологи советуют использовать для этого бумагу различных цветов. Среди белых стандартных листов наиболее эффектно выделится резюме цвета слоновой кости. Подойдет также светло-серый, светло-желтый или светло-салатный оттенок. Естественно, бумага должна быть высокого качества, а качество печати текста безупречным. Шрифт должен быть максимально простым.
Текст резюме разбивается на короткие, удобные для чтения абзацы. Хорошо смотрятся маркированные списки и очень плохо — подчеркивания и курсивы. Вообще, большое количество подчеркиваний зрительно засоряет страницу и делает текст неудобным для восприятия. Читая его, человек будет испытывать подспудное раздражение. Поэтому все выделения лучше делать жирным шрифтом, при этом сведя их количество к минимуму.
Не увлекайтесь. Резюме не должно быть длинным — более 1 листа А4. Это связано с особенностями человеческого восприятия. На рассмотрение одного резюме обычно тратится 15—20 секунд. За это время у человека сформируется первое впечатление о вас, которое в большинстве случаев окажется и последним. Вы будете отнесены либо к категории «перспективных», либо к «совершенно неподходящим». Поэтому у вас никогда не будет второго случая произвести первое впечатление. За 20 секунд человек, просматривающий резюме, должен получить конкретную информацию, демонстрирующую обоснованность ваших претензий на рабочее место.
Специальные исследования показали, что в первую очередь работодатели обращают внимание на предыдущее место работы кандидата, во вторую — на его практический опыт (трудовой стаж), в третью — на его квалификацию. С предоставления этих данных и должно начинаться ваше резюме.
Позаботьтесь о том, чтобы информация, которую в первую очередь будет искать работодатель, содержалась в начале текста. Чем быстрее он найдет то, что ищет, тем выше шансы того, что резюме успешно преодолеет этап первичного отбора, и вы получите приглашение на собеседование.
Избегайте при написании резюме фраз типа: «Благодаря мне прибыль компании увеличилась на 37,77%» или «В своей прошлой фирме я был лучшим специалистом по продажам».
Пройти собеседование
— Бывает, что резюме претендента на вакантную должность работодателю понравилось, и он пригласил его на собеседование, в ходе которого руководитель организации разочаровался в претенденте и отказал ему в приеме на работу, — говорит руководитель республиканской службы занятости населения Галина Цыганкова. — Если вы испытываете тревогу перед началом собеседования, попытайтесь привести себя в более-менее устойчивое равновесие — это крайне необходимо, чтобы сохранить силы и нервы.
Один из лучших способов снизить волнение — хорошенько подготовиться к собеседованию. Надо разузнать подробнее о компании, в которую собираетесь устраиваться, провести пару тренировочных занятий с друзьями. Пускай они сыграют роль «злобных» работодателей. Заранее подготовьте ответы на наиболее вероятные вопросы.
При подготовке ответов обязательно обратите внимание на манеру своей речи. Вы должны говорить спокойно и уверенно — как опытный специалист, знающий себе цену. Нерешительного человека можно узнать по его неуверенным высказываниям. Если хотите, проверьте себя на предмет того, как вы умеете преподносить себя — запишите свою «самопрезентацию» на магнитофон, а затем прослушайте запись. Не бойтесь задавать вопросы работодателю.
Теперь рассмотрим, как влияют различные факторы на создание образа делового человека, из чего состоит умение «подать себя». Психологические эксперименты показали, что 50% устойчивого мнения о человеке формируется в течение первой минуты общения.
На создание впечатления о соискателе влияют не только сказанные им слова, но и то, как они произнесены. Многие кандидаты даже не догадываются, как много информации о них можно узнать по невербальным сигналам: мимике, позе, движениям рук. По манере поведения специалист может выяснить очень много о вашей личности.
При явке на собеседование очень важен внешний вид. Выбор одежды должен соответствовать ситуации. Ведь всем известно, что по одежке встречают. По ней же (вопреки известной пословице) часто и провожают. Это значит, что не стоит являться на собеседование, например, в солидный банк, будучи облаченным в мятые джинсы. Точно такое же недоумение вызовет человек в дорогом костюме, пришедший устраиваться разнорабочим на стройку.
Существует такое понятие, как «корпоративная культура». Если стиль вашей одежды не будет соответствовать принятому в данной организации, вы моментально будете классифицированы как «чужак», не соответствующий нормам корпоративного поведения и не разделяющий их ценности. А если материальное положение не позволяет вам выглядеть так, как хотелось бы, не огорчайтесь. Сделайте основную ставку на скромность и опрятность. Это приветствуется абсолютным большинством работодателей. Аккуратность в одежде у них очень часто ассоциируется с опрятностью в делах.
Начинать с малого
— В процессе поиска работы не стоит гнаться за высокими должностями и большой зарплатой, — советует Ирина Данильченко, — помните, что всякая дорога начинается с первого шага. Для достижения успеха придется сначала набраться определенных умений, накопить необходимый опыт. Лучше оценивать предлагаемое место работы из соображений возможностей карьерного роста и личностного развития. Если такие перспективы есть, то начинать с малых должностей и невысокой зарплаты все-таки смысл есть. Если вы долгое время не можете устроиться по специальности, не отчаивайтесь. Приобретайте всевозможные навыки. Устройтесь на временную работу или на стажировку, поучаствуйте в различных проектах. Даже если предлагаемая сфера деятельности далека от вашей мечты, все равно приобретете положительный опыт.
Анализ и самосовершенствование
Важнейшим моментом в процессе поиска работы является регулярный анализ своих действий. Умейте трезво оценивать как ситуацию на рынке труда, так и свои возможности и способности.
Делайте выводы после каждого промаха. Постоянно корректируйте свое поведение, исправляйте ошибки. После каждого неудачно пройденного собеседования подумайте над тем, чего именно не хватило. Возможно, вы сказали что-то лишнее или, наоборот, вели себя слишком пассивно, а может быть, какой-то пункт резюме мог вызвать настороженность.
Не прекращайте постоянно совершенствовать себя. Приобретайте недостающие знания, изучайте литературу по выбранной профессии, посещайте тренинги, профессиональные курсы. И обязательно работайте над собой — избавляйтесь от вредных привычек, приобретайте те качества, которых вам может не доставать. Представьте себя на месте работодателя. Подумайте над тем, какому человеку вы могли бы доверить выполнение ответственной работы. Постарайтесь соответствовать этому образу.
Если поиск работы долго не дает положительного результата, ни в коем случае не отчаивайтесь. Если вы будете твердо идти к намеченной цели, применять активные действия, постоянно работать над собой, анализировать и исправлять свои ошибки, то удача обязательно вам улыбнется. Может быть, это случится немного позже, чем вы ожидали, но случится обязательно!
Если же сами не сможете разрешить проблему с трудоустройством, обращайтесь в городские и районные центры занятости. Там обязательно помогут. И путей для этого у государственной службы занятости много. Вам могут подобрать вакансию на конкретном предприятии, могут направить на обучение новой профессии, пользующейся спросом на рынке труда. Есть и такая форма помощи, как содействие службы занятости в открытии своего дела. Городские и районные центры занятости регулярно проводят ярмарки вакантных рабочих мест, на которых ищущие работу напрямую общаются с работодателями и устраиваются на работу.
Дмитрий Крылов.