Была фронтовой сестрой
Жительница станицы Ханской Валентина Непомилуева, краевед и активист ветеранского движения, узнала на портрете, опубликованном под номером 4, свою землячку Наталью Андреевну Горшенину (до замужества — Павлова).
Наташа жила в городе Шахты, училась на медсестру. Однажды в городском парке на танцах девушка познакомилась с молоденьким лейтенантом-летчиком. Это был веселый и заводной парень — и на гитаре играл, и пел. На предложение лейтенанта Константина Горшенина пожениться Наташа ответила согласием. Родилась дочка. В начале 1941 года Константина Горшенина перевели в летную часть, базировавшуюся у западной границы страны.
Когда началась Великая Отечественная война, дочери исполнилось 2,5 года. К вечеру залаяли собаки на городских окраинах — вестовые из военкомата разносили повестки о призыве на фронт. Призвали брата Натальи Петра.
Осенью 1941 года война приблизилась к Ростову-на-Дону, на фронт добровольно ушла и Наташа. Поскольку ее мать была инвалидом и все время болела, Наталья определила дочку в детский дом.
Первый бой Наталья запомнила на всю жизнь. Было это под Ростовом-на-Дону. Наши бойцы поднимались в атаку и тут же падали под вражескими пулями. Девушки-медсестры подползали к раненым, наскоро перевязывали, чтобы остановить кровотечение, а когда бой немного утихал, буквально тащили раненых в медсанбат. Фашистские снайперы стреляли по санитаркам, добивали раненых.
В Темрюке, который еще не был прифронтовой зоной, развернули передвижной госпиталь. На советский эшелон с ранеными, несмотря на красные кресты на крышах вагонов, все время налетали вражеские самолеты.
А потом была Малая Земля — небольшой плацдарм на окраине Новороссийска, на мысе Мысхако, куда высадился в феврале 1943 года наш десант под командованием майора Цезаря Куникова. Семь месяцев длилась героическая оборона этого небольшого клочка советской земли. На помощь Куникову командование 18-й армии высаживало еще несколько десантов.
Как известно, по берегу моря в Новороссийске гитлеровцам не удалось далеко продвинуться — их остановили наши воины у цементных заводов. На том месте стоит изрешеченный немецкими пулями и снарядами железнодорожный вагон, превращенный в своеобразный памятник. Вот там, за цементными заводами, был размещен полевой госпиталь для раненых малоземельцев, где Наталья Горшенина была медсестрой. Лечить раненых было очень трудно — немцы постоянно обстреливали из орудий тот клочок не отданной им земли.
Политотдел 18-й армии возглавлял полковник Леонид Брежнев (впоследствии Генеральный секретарь ЦК КПСС). Наталья Горшенина с большой теплотой вспоминала, как Брежнев пришел в госпиталь вручать награды медперсоналу. Выстроились медсестры в шеренгу, и вдруг Наталья заметила, что одежда ее испачкана грязью. Это случилось при очередном обстреле, когда девчата попадали на землю, чтобы не зацепило осколком. Наталья стала неловко счищать грязь с гимнастерки. Леонид Брежнев подошел к ней и успокоил — ничего, что грязь на гимнастерке, главное, что сердца ваши чисты.
Со своим передвижным госпиталем Наталья Горшенина дошла до самой Германии. После Победы продолжала служить в госпитале и лечить последних раненых Великой Отечественной войны.
В 1946 году семья Горшениных соединилась: пришел с войны муж Константин, забрали из детдома дочку Леночку. Однако муж вскоре умер. Да и у самой Натальи здоровье ухудшилось. Врачи порекомендовали сменить место жительства, переехать на юг, где свежий воздух. В Майкопе не удалось устроиться — поселилась в Ханской.
Наталья Горшенина уже ушла из жизни, но в станице ее помнят. В Совете ветеранов хранятся документы — наградные листы. Лейтенант медицинской службы Наталья Горшенина награждена орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями «За оборону Кавказа», «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».
Дмитрий Крылов