Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Итоговое сочинение по литературе — обязательная процедура для всех школьников страны для получения доступа к сдаче Единого государственного экзамена, независимо от выбранного направления подготовки и предметных предпочтений будущих абитуриентов. Базовыми знаниями литературы должны обладать все выпускники.

Таким образом, главной целью итогового сочинения является определение общего уровня литературной грамотности школьника, от которого требуются знания литературоведческого материала и литературных текстов, а также умение построить рассуждение и убедительно аргументировать свою позицию. Для подготовки заранее были объявлены тематические блоки, по которым затем составлялись вопросы.

В этом учебном году 11-классникам были предложены темы «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Детям, имеющим серьезные проблемы со здоровьем, обучающимся на дому, а также в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, была предоставлена возможность выбрать вариант итогового изложения. Время написания сочинения — 3 часа 55 минут. Сочинение оценивается по таким критериям, как соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция, качество речи, грамотность.

В текущем учебном году в Адыгее итоговое сочинение писали 1243 человека, а изложение 24. «Незачет» получили пятеро школьников.

— Поскольку в школах в целом выделено мало часов на программу по литературе и темы, относящиеся к ХХ и тем более к ХХI веку, плохо проработаны, ученики чаще всего выбирают те из предложенных вопросов, которые дают возможность опереться на лучшие произведения классики XIX века: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Некрасова, Достоевского, Чехова, Толстого, — пояснила «СА» член предметной комиссии по литературе Татьяна Тизул.

По ее словам, тематические блоки разработаны с учетом того, что не все учащиеся обладают склонностью к гуманитарным дисциплинам, таким как литература и русский язык. Они направлены на выявление фундаментальных знаний, необходимых для общей эрудиции.

— Порой тем, кто достаточно хорошо разбирается в литературе, приходится себя сдерживать, потому что их рассуждения могут не вписаться в рамки формата итогового сочинения. В этих работах трудно отразить истинное понимание вопроса и полный багаж своих литературоведческих знаний, — добавила Татьяна Тизул.

Если 20 лет назад от учеников требовалась более тщательная работа с текстом, то сейчас им нужно уметь следовать определенной схеме аргументации с целью ответить на достаточно простые вопросы. Минимальный объем сочинения — 250 слов — едва ли достаточен для рассуждения над такими глубокими и обширными темами, которые были заявлены Федеральным институтом педагогических измерений.

С первой попытки в утвержденный формат не уложились пятеро школьников в нашем регионе, им и была предоставлена вторая попытка. Результаты пересдачи будут объявлены 15 февраля.

Замира Евтых

09.02.2017 в 15:19
Возрастная категория материалов: 16+