Как Международный Красный Крест помогает беженцам из Украины и почему помощь сегодня понадобилась самой благотворительной организации?
Новости с Донбасса каждый день приходят неутешительные. Артобстрелы, нападения диверсионных групп, практически непрекращающийся огонь… На днях, правда, появилась надежда — как сообщили федеральные СМИ, было достигнуто соглашение об отводе всех вооружений, запрещенных минскими договоренностями. По крайней мере, до 20 февраля. Но, как ни парадоксально, многие люди, для которых Донбасс — родина, но которым по понятным причинам ее пришлось покинуть, чтобы спасти жизни своих детей, стараются любые такие новости игнорировать. Потому что боятся. Боятся увидеть на кадрах сюжета свой разрушенный дом. Или узнать о новых жертвах, среди которых могут оказаться их родные или друзья, которые не смогли уехать. Сегодня все они начинают жизнь с нуля, на новом месте — с помощью и поддержкой неравнодушных людей и организаций, таких, например, как Красный Крест.
Когда рушится последняя надежда
В региональном отделении Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» утро — оживленное время. Сюда за так необходимой им помощью — наборами с продуктами и вещами первой необходимости — приходят десятки, как их официально называют, вынужденных переселенцев из Украины. Эти коробки с символами организации, в которых лежат макароны, подсолнечное масло, сахар, рис, гречка, чай, мука, консервы, а также шампунь, мыло, стиральный порошок, зубные щетки и пасты, в самом истинном смысле помогают этим людям жить нормальной жизнью. Всего такая помощь сегодня оказывается около 350 семьям — многодетным, пенсионерам, инвалидам.
Светлана Черикова с двумя детьми-школьниками приехала в Адыгею еще в самом начале конфликта — в 2014 году. Со слезами на глазах говорит, что им повезло — насколько вообще может повезти людям в такой ситуации. Когда в селе Никитовка, где жила семья, как выражается Светлана, «только начали постреливать», они, надеясь, что надолго это не затянется, решили переждать это время в Ялте — у подруги. Купили билеты на курорт и обратно. Поехали в сарафанах, взяв с собой только по паре летних тапочек.
Но вернуться домой им уже не удалось: летний отдых завершился известиями о том, что конфликт только разгорается. Светлана решила, что просто не имеет права подвергать опасности жизнь своих маленьких детей. Так они и оказались в Адыгее.
— У нас не было выхода. Конечно, нам, если уместно в такой ситуации использовать это слово, повезло. Мы застали только начало конфликта, но даже за это короткое время натерпеться успели. Это очень страшно — уходишь на работу и не знаешь, вернешься ли и будет ли жива твоя семья. Потому что самолеты летали, бомбежка была, а ночами по городам люди с автоматами бегали… У отца на этом фоне инсульт случился, — вспоминает Светлана.
Ее родители из-за болезни отца долгое время уехать не могли. Бомбежки сначала пережидали в подвалах. А потом просто оставались в своих домах и надеялись на благосклонность судьбы. Особенно запомнилась им новогодняя ночь 2015 года: несмотря на объявленное перемирие, все жители всю ночь наблюдали за тем, куда упадет очередной «фейерверк», молясь, чтобы их дом остался цел.
— Что думать людям, когда договор о перемирии, который дарит людям надежду, вот так просто нарушают? Становится еще страшнее — от чувства безысходности. Родители даже в погреб стали бояться прятаться — присыплет землей, и кто их откопает? — могли остаться заживо погребенными. На нашей улице в тот момент два-три человека жили — старики в основном. Родители пять собак соседских кормили — животные ведь не виноваты в людских конфликтах, — рассказывает Светлана.
Практически в одно время с ее семьей в Адыгею приехал и младший брат с беременной супругой. Малыш родился уже здесь, получил российское гражданство. Сегодня жизнь семьи потихоньку налаживается. Мир не без добрых людей, признается Светлана. Дети ходят в школу, уже нашли друзей и стараются не вспоминать о прошлом. Со временем удалось перевезти и родителей — как только отцу стало лучше…
«Убежать от неизвестности»
Как Международный Красный Крест помогает беженцам из Украины и почему помощь сегодня понадобилась самой благотворительной организации?
Но далеко не все старики готовы бросать свои дома и уезжать. Родители еще одной женщины, например, как дети ни пытаются их убедить, готовы даже жертвовать жизнью, лишь бы не оставлять все, что своим трудом они нажили. Да и страшно людям в почтенном возрасте уезжать. Как ни парадоксально, неизвестность страшнее даже летающих над головой снарядов…
— Душа болит за родителей. Но у нас ведь маленький ребенок, и разве имели мы право оставаться там, где война? Им там, конечно, трудно приходится. Пытаются распродавать все, лишь бы деньги скопить. Не живут, а выживают, — с болью в голосе рассказывает Наталья Колесник.
В Адыгею они приехали таким же маршрутом, как и все остальные беженцы. Здесь им помогли с работой, дали комнату в общежитии — в общем, помогли подняться, говорит Наталья. И хотя им приходится нелегко — зарплаты супруга едва хватает на оплату квартиры, которую они сейчас снимают, и элементарные вещи, семья старается держаться, ведь главное, что их малыш живет в мире.
Таких историй — тысячи. Люди, бросив все, бежали — все равно куда, лишь бы быть подальше от войны. И хотя эти воспоминания каждого из них больно ранят, они рады поделиться ими с кем бы то ни было. Потому что наболело. И потому что слезы лечат. Их жизнь больше никогда не будет прежней. Но, приходя в очередной раз в отделение Красного Креста за помощью, они вновь убеждаются, что их не оставят наедине с горем.
Помощь тем, кто помогает
Так случилось, что помощь сегодня понадобилась самой организации. В лишенном лицензии майкопском банке «Новация» у организации был открыт благотворительный счет. Деньги — порядка 2,5 млн. рублей — «зависли» в банке. А поскольку организация попадает под категорию юридических лиц, вклады которых не страхуются, вернуть эти средства пока не удается. Как комментируют финансисты, выплаты будут производиться по мере ведения процедуры банкротства банка — погашения дебиторской задолженности и распродажи имущества. Сроки никто не называет, а организация тем временем находится в непростом положении.
— Счет был открыт еще несколько лет назад, предприниматели перечисляли на него благотворительные средства. Таким образом нам удалось собрать почти 4,6 млн. рублей. Часть этих средств мы потратили по обращениям нуждающихся жителей Адыгеи и по решению специальной комиссии. На день закрытия банка на счету оставалось 2,5 млн. рублей. Никто не говорит сроков, когда нам их вернут. Надеемся, нам удастся выйти из положения, — прокомментировал председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» Заурбек Кумпилов.
Сегодня организация открыла новый счет, ждет помощи от «Российского Красного Креста» и всех неравнодушных, желающих внести вклад в помощь тем, кто оказался в беде.
Далее публикуем реквизиты.
Юлия Мельникова.
Фото Аллы Салиенко.