Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Могут ли сложные точные науки быть интересны малышам, а не навевать грусть, как это нередко происходит в школе? Конечно, могут, главное — заинтересовать непосед. С этой целью на базе Майкопского государственного технологического университета создана Школа раннего развития одаренных детей «ЛюбоЗНАЙКА», организованная вузовским Центром карьеры и профориентации.

Занятия ориентированы на учащихся младших классов от 6 до 10 лет, которым интересно узнать об окружающем мире больше, чем позволяет школьная программа. К идее организовать такие занятия в МГТУ пришли после реализации проекта «Город профессий», проводимого в дни школьных каникул и позволяющего детям окунуться в область различных направлений труда. Так, многие дети не по возрасту любознательны и жаждут новых знаний, казалось бы еще неподходящих по возрасту.

— Физику, химию, биологию изучают в старших классах, хотя в этих областях есть немало информации, доступной для понимания младших школьников. Причем преподаватели вуза с энтузиазмом отнеслись к тому, что учить придется не профессионально ориентированных студентов, а непоседливых ребятишек, требующих особого подхода, и они прекрасно находят друг с другом общий язык, — рассказала «СА» руководитель проекта, доцент кафедры маркетинга, сервиса и туризма МГТУ Зарема Ханахок.

Первыми направлениями обучения в школе «Любознайка» были выбраны «Занимательная математика» и «Занимательная физика и химия». Уроки проходят в специализированных лабораториях университета. Занятия проводятся в группах по 6-7 человек, что позволяет уделить внимание каждому ребенку и найти к нему индивидуальный подход. В настоящее время обучаются ученики 1—3 классов гимназии №22, лицея №19, СОШ №10, Адыгейской республиканской гимназии, а также СОШ №23 ст.Ханской.

На занятиях по «царице наук» вместе с доцентом кафедры высшей математики и системного анализа, кандидатом физико-математических наук Ольгой Шевяковой дети в игровой форме знакомятся с параболами, проводят трюки с треугольниками, составляют узоры Паскаля; создают трехмерные рисунки, строят «золотую» спираль, складывают стомахионы — головоломки из геометрических фигур. Ученики считают, чертят и рисуют не потому, что заставляет учитель, а потому, что их сумели заинтересовать.

— Физические опыты можно проводить со вполне безопасными предметами. Как объяснить ребенку, что такое атмосферное давление? С помощью обычного шприца, в который набрали воздух либо воду. Или другой простой опыт: налить в стакан воду, накрыть бумагой и перевернуть. Почему тонкая бумага держит тяжелую воду? Тоже благодаря атмосферному давлению. Детям не нужно много рассказывать, им интересно делать все своими руками, — поясняет старший преподаватель кафедры химии, физики и физико-химических методов исследования Марина Хизадзе.

На занятиях по физике ребята уже познакомились с такими понятиями, как воздух, давление, вода, провели опыты по преломлению света, сжатию и сжиганию воздуха, рассмотрели свойства магнитов.

— Моя дочь с детского сада сама читает энциклопедии, интересуется, почему в мире все происходит так или иначе. Поэтому на занятия в «Любознайку» ходит с удовольствием, — поделилась с «СА» мама первоклассницы Саиды Зурета Кодзова.

Впереди еще более интересное — опыты по химии. Под руководством старшего преподавателя кафедры химии, физики и физико-химических методов исследования Нины Корсун ребята рассмотрят признаки химических реакций, проведут опыты с индикаторами на определение кислот и оснований с натрием, магнием и другими металлами.

В настоящее время ведется набор на направление «Занимательная биология». Кандидат сельскохозяйственных наук Мария Галичева планирует вместе с юными любознайками выращивать микроорганизмы в питательных средах, проращивать семена и луковицы цветов, собирать коллекцию насекомых и моллюсков, проводить эксперименты с газированными напитками.

Мальчишек, несомненно, заинтересует программа «Занимательная электротехника». Специально для этих занятий закупаются электронные конструкторы, которые помогут лучше понять такую непростую дисциплину, как физика. Собирая те или иные электрические цепи, можно быстро усвоить практические навыки по электронным схемам и с удовольствием познакомиться с удивительным миром электроники.

— Набор позволяет собрать 180 различных проектов, многие из которых не только носят познавательный характер, но и пригодны для практического использования. В состав конструктора входят элементы, которые присутствуют в окружающей нас технике — телефонах, телевизорах, компьютерах, фотоаппаратах, автомобилях. Это светодиод, пьезоизлучатель, сенсорная пластина, геркон, кнопочный выключатель, фоторезистор, динамик, электромотор. В схемах используется ручное, магнитное, световое, звуковое, электрическое, а также сенсорное управление, — добавила Зарема Ханахок.

Цикл по каждому направлению состоит из 8 взаимосвязанных занятий, которые проводятся по субботам. По итогам курса каждому ученику будет выдан сертификат. Обучение организовано таким образом, чтобы один и тот же ребенок имел возможность успевать на несколько разных направлений. Кроме того, с учетом возрастающего интереса в дальнейшем в МГТУ планируют расширить возрастные границы для юных любознаек и сформировать группы для школьников среднего звена.

Елена Маркова.

Фото Аллы Салиенко.

17.02.2017 в 12:29