Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Длинными дорогами войны шел Рашид Напцок к своему родному аулу Лакшукай. Ему пришлось биться с заклятым врагом во время обороны Севастополя. Там он был ранен, вывезен на Большую землю. После госпиталя, летом 1942 года, он оказался в строю защитников Кавказского перевала. А в начале 1943 года часть, в которой воевал Рашид, участвовала в изгнании немцев с Северного Кавказа. В боевых рядах он и подошел к своему родному аулу.

Гитлеровцы превратили аул в сильно укрепленный район, опоясали его траншеями. В домах, из которых выгнали жителей, устроили ДОТы с круговым сектором обстрела.

Шесть дней наши бойцы атаковали этот укрепленный населенный пункт и вынуждены были отходить, неся потери. Командир роты принял решение небольшим отрядом проникнуть на окраину аула, захватить превращенный в ДОТ дом и оттуда постепенно продвигаться к другим укреплениям противника. Но кого послать на столь рискованную операцию? Нужен был боец, хорошо знавший местность. 

Тут командир вспомнил, что один из его бойцов — рядовой Рашид Напцок — местный. 

— Ты хорошо знаешь местность? — спросил командир у Рашида.

— Так точно, я родом из этого аула и всю жизнь прожил в нем до самой войны,— ответил боец.

Командир предупредил парня, что операция будет опасной.

— Да я ради освобождения родного аула готов на все, — услышал он в ответ.

Командир коротко изложил суть задачи: пробраться в аул, выбить немцев из окраинного дома, а потом развивать наступление.

В боевую группу кроме Рашида вошли бойцы Арсен Саркисян, Сергей Пучков, Исмаил Нарусбаев, Петр Ружицкий и Василий Солянников.

Поздно ночью бойцы выдвинулись на окраину аула. Рашид знал здесь все, поэтому выбрал дом, стоящий у самой канавы, по которой можно незаметно для врага пробраться к нему. Осторожно подползли. Рашид постучался в дверь. Заспанный немецкий голос что-то спросил. Рашид еще раз постучал. Ничего не опасавшийся немец открыл дверь. Рашид в секунду набросился на него, не дав даже пикнуть. Другие засевшие в доме немцы сдались без сопротивления. 

Рашид подал сигнал, что дом захвачен. Не дожидаясь рассвета, рота начала штурм аула. Каково же было удивление немцев, спешивших к окраинному домику, когда «свои» встретили их плотным пулеметным огнем. 

После изгнания немцев из родного аула Рашид Напцок отыскал мать, жену, детей, которых приютили родственники на другой стороне аула. 

Об этом эпизоде боев за освобождение Адыгеи от гитлеровцев рассказала газета 46-й армии «Герой Родины».

Дмитрий Крылов

20.02.2017 в 10:38