О чем уроженец Егерухая спорил с первым президентом Белоруссии Шушкевичем?
Вся жизнь полковника внутренней службы в отставке Бориса Магометовича Ассакалова связана со службой государству — сначала военной, затем в органах внутренних дел и в уголовно-исполнительной системе.
Он родился в ауле Егерухай в семье кадрового военного, детство прошло в воинских гарнизонах Воркуты, Ростовской области, Дагестана. Отец — Магомет Шумафович, тогда майор, офицер внутренних войск, был всегда примером для сына. Мама Руслана видела сына дипломированным инженером или агрономом, считая, что «одного военного в семье хватит!», но вне военной службы парень себя не представлял.
В августе 1974 года Борис Ассакалов впервые надел военную форму, став курсантом Орджоникидзевского высшего военного училища им.С.М.Кирова ВВ МВД СССР. За плечами уже был год работы на Махачкалинском приборостроительном заводе. Учеба активному любознательному парню давалась легко.
Все курсанты за эти годы стали друг другу близкими друзьями. Среди выпускников Орджоникидзевского военного училища 1978 года многие за годы службы прошли все ступени офицерской карьеры. В курсантском альбоме Бориса Магометовича в одном строю стоят будущие полковники и генералы внутренних войск, милиции, уголовно-исполнительной системы, силовых и правоохранительных ведомств СССР, России, Белоруссии, Украины и других стран.
В 1978 году, получив первые офицерские звездочки, молодой лейтенант Ассакалов получил диплом и отбыл к месту службы — в Белорусскую ССР на должность командира 2-го взвода 5-й роты 517-го конвойного батальона 43-й конвойной дивизии МВД СССР. И хотя перед глазами был опыт отца, начинавшего еще в конце 40-х служить в войсках НКВД, специфика службы в конвойных подразделениях была ему в новинку.
Уже через год молодого офицера отметил подполковник Павел Голубец, в будущем генерал-полковник, заместитель главкома ВВ МВД России. Старший лейтенант Ассакалов — «целеустремленный, неиспорченный офицер» — был назначен заместителем командира роты конвойного полка.
Проверяющие жестко спрашивали не только за организацию службы, но и за работу с личным составом. Сам Борис Магометович, став заместителем по политчасти батальона, много раз снова и снова проходил курс молодого бойца со своими солдатами. Для него, служившего затем в Брянской, Смоленской и Витебской областях, те годы запомнились навсегда.
— Такого уважения к военным, как в Белоруссии, я нигде не встречал. Наверное, для белорусов, жителей деревень и городов, где в период Великой Отечественной войны погиб каждый четвертый, любой человек в форме — защитник, который стоит на страже покоя в стране, защищает от врагов, внешних и внутренних, — вспоминает Борис Магометович.
Все события истории страны 80–90-х годов ХХ века отразились на его службе: авария на Чернобыльской АЭС, казарменное положение в период волнений в республиках СССР, волна демократических реформ. Будущий президент Белоруссии Шушкевич лично приезжал в воинскую часть, рассказывая о перспективах прекрасного будущего «незалежной Беларуси». Майор Ассакалов на стихийном митинге успел подискутировать с ним, отстаивая мнение, что страна должна быть единой, а военные не должны вмешиваться в политику.
В начале 90-х в ходе создания нового суверенного государства даже документы для военных стали писать на белорусском — «дзяржауный мове».
— Ну подумайте сами: как мне, адыгейцу, родившемуся в Егерухае, выросшему в Махачкале, воспитанному в духе интернационализма, можно в служебных документах писать «асабісты склад варты спыніу спробу уцекау» — «личный состав караула пресек попытку побега», — улыбается полковник.
Со временем новое государство потребовало и то, что нельзя сделать офицеру дважды, — принять белорусскую присягу. Но не так он был воспитан, чтобы поступиться своими принципами. Это стало одной из причин, по которой майор ВВ МВД Белоруссии решил продолжить службу на Родине, и в 1994 году вернулся в Адыгею.
Опытные образованные офицеры были востребованы в республике, и бывший командир конвойной роты из Белоруссии был принят в Службу по исправительным делам и социальной реабилитации республиканского МВД (СИДиСР).
В уголовно-исполнительной системе он проходил службу на различных должностях. Трудности были офицеру не в новинку, и серьезные ответственные посты руководство доверяло Борису Ассакалову, зная, что «вэвэшник» точно не подведет. В течение 15 лет, с 1994 по 2009 год, он возглавлял отделы и службы в СИДиСР республиканского МВД, УИН Минюста и регионального УФСИН, следственный изолятор, занимал должность заместителя начальника республиканского пенитенциарного ведомства. Военная служба во внутренних войсках закалила офицера и дала необходимый опыт работы с личным составом и спецконтингентом, умение работать с полной самоотдачей. Не случайно в течение последних четырех лет службы именно ему была доверена должность «замполита» — заместителя начальника УФСИН России по РА по кадрам и воспитательной работе. В 2009 году полковник внутренней службы Ассакалов вышел в отставку.
— Тот, кто думает, что пенсионный возраст — это время тихого забвения, глубоко ошибается. Пенсия — это лишь смена устоявшегося рабочего ритма, — уверен Борис Магометович.
Сейчас он возглавляет региональное отделение общероссийской общественной организации ветеранов уголовно-исполнительной системы по Адыгее, ведя активную работу по патриотическому воспитанию личного состава уголовно-исполнительной системы.
Елена Колпакова.
Фото из архива Бориса Ассакалова.