Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Сколько романтики в работе следователя, столько и трудностей: раздумий, сомнений. Поиски истины порой долгие и упорные. Разобраться бывает непросто. И хотя на помощь приходят эксперты, специалисты полиции, на деле каждый шаг следователя — как по битому стеклу: теоретически пройти можно, но с какой стороны ступить и в чем черпать силы к преодолению преграды? Такова человеческая психология. Нужно многое знать и уметь, сопоставлять, анализировать, чтобы не допустить ошибки, от которой зависят не только собственная профессиональная значимость, но зачастую и чужая жизнь.

О первой практике

Виктор Завада работает в следственном отделе по Тахтамукайскому району Следственного управления СКР по Адыгее меньше года, но с задачами и технологиями следственного дела знаком уже около пяти лет. По мнению руководителей и старших коллег в региональном СУ СК, в нем есть профессиональный потенциал. Словом, подает большие надежды.

Как говорит сам молодой специалист, в правоохранительных структурах он мечтал работать со школьной поры и упорно шел к своей цели: спорт, отличные оценки по предметам в аттестате, а затем и поступление в филиал Российской академии правосудия в Краснодаре.

На втором курсе академии появилась возможность, помимо теории, заняться практикой в одном из окружных следственных отделов СКР Краснодара. На эту работу студентов профильных вузов, отличающихся высокой дисциплиной и знаниями, берут на общественных началах. Виктор такой возможности не упустил. Помогать профессиональному следователю, даже если тебе, как студенту, доверяют лишь часть бумажной работы, а нагрузки постижения наук не дают спать по ночам, он взялся с полной отдачей сил. Увидев в помощнике столь важные черты, как терпение, выдержка и ответственность, наставник сумел оценить и искру таланта будущего специалиста, забрал помощника с собой, когда перешел в отдел по особо важным делам.

Три года практики в Краснодаре — это уже определенный старт для все еще студента. Его заметили и предложили работу в следственном отделе по Тахтамукайскому району СУ СК РФ по Адыгее.

— Поскольку я был студентом, работать пришлось также на общественных началах, но меня это вполне устраивало. Идея стать настоящим следователем, заниматься расследованиями преступлений, сопоставляя знание теории с собственными практическими навыками, не давала мне покоя. Настолько интересно осваивать эту профессию, что я и сегодня готов преодолевать любые трудности. А тогда приходилось каждый день ездить из Краснодара в Адыгею и обратно, поскольку еще продолжал учиться, сдавать сессии, готовиться к госэкзаменам. Помогала, конечно, перспектива: если справлюсь, предложат место именно в следствии, — говорит Виктор.

И это действительно немаловажный факт. Он знал, что после окончания вуза пойдет служить в армию. Необходимость отдать долг родине воспринимал как данность. Да и где, как не в армии, постигнуть себя? Это — лучшая школа для выработки особых черт характера, силы воли, проверка собственной морально-психологической устойчивости не на учебных тестах, а в жизни. Но ведь за год армейской службы на работе, с которой был так связан, о нем могут и забыть? Однако, как оказалось после демобилизации, не забыли.

— Думаю, мне повезло в чем-то, так получилось, что 6 июля я приехал домой, а на следующий день уже ждал решения о направлении в республиканском Следственном управлении СКР по Адыгее. Конечно, еще до армии я прошел необходимые проверки и числился в резерве на вакантную должность, но рабочих мест не было. Мне было все равно, в какой район республики меня направят, я был счастлив, что буду следователем, — рассказывает Виктор Завада.

Так его назначили на должность следователя следственного отдела по Тахтамукайскому району.

О судьбах и справедливости

— Даже с небольшим опытом приходит осознание ответственности — перед людьми и перед Законом. Каждое уголовное дело — это история не одного человека, это многие судьбы, которые так или иначе оказались по разные стороны моральных и правовых норм, признанных в обществе. Сколько преступников, столько жизненных ситуаций, но причин преступности значительно больше. Бывает, понимаешь, в чем причина зла, почему именно этим человеком совершено преступление, но справедливость — важнее, она всегда главная, как и презумпция невиновности. И за любым преступлением следует должное наказание, — считает следователь Виктор Завада.

Заключение человека под стражу в корне меняет его жизнь. На следователя возложен груз правильно и точно оценивать свои действия. Он должен не только разоблачить виновных, но и оказать максимальную помощь тем, кто от преступления пострадал. Виктор убежден, что следователь должен быть честным, справедливым, принципиальным и доброжелательным по отношению к людям не только в работе, но и в целом в жизни.

Очень сложно порой общаться с родственниками пострадавших. В стрессовой ситуации, когда их близкие погибают, они плохо идут на контакт со следователем. В таких случаях очень сложно проводить опрос. Важно правильно подобрать слова, успокоить и настроить человека на разговор.

За, в общем-то, недолгий срок своей службы ему приходилось расследовать тяжкие и особо тяжкие преступления — преступления против личности, посягательства на здоровье людей, иметь дело со взяточниками и коррупцией в ее нынешнем облике.

Как и многие правоохранители, Виктор Завада чрезвычайно скромен, поэтому не любит распространяться о своих профессиональных достижениях, хотя они уже имеются. Одной из сложных ситуаций, с которой он успешно справился, стало расследование особо тяжкого преступления — изнасилования. Данное дело Виктор Завада вел пять месяцев, после того, как ему перепоручили его опытные следователи — такая вот проверка на прочность. Несмотря на то, что все инкриминируемое в его кровавом деянии хитрый преступник с легкостью опровергал, следователю удалось раздобыть неопровержимые доказательства. В настоящее время обвиняемый ждет судебного приговора.

Бывают ситуации, в которых следователь воспринимает близко к сердцу происходящее на предварительном следствии. Но именно в этой работе разум обязан побеждать эмоции. Даже при том что моральное напряжение давит, пока нет всей доказательной базы, собирать которую приходится по крупицам. Рабочий день следователя не ограничен.

Как и все, он приходит на работу утром, а уходит домой, случается, заполночь. В таких обстоятельствах волей-неволей семья оказывается на втором плане. Вся надежда — на близких, которые относятся к этому с пониманием, поддерживают в сложные моменты.

— Трудности закаляют! Мало исполнять обязанности следователя, надо ежедневно учиться им быть. Я не жалею о своем выборе, — говорит Виктор.

Елена СТРАМЦОВА.

22.02.2017 в 11:19