Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В этом году исполняется 100 лет со дня эпохальных событий, которые произошли в феврале и октябре 1917 года в России и наложили свой отпечаток на дальнейшее развитие событий в мире, изменив его социально-политическую картину, — Февральской буржуазной и Октябрьской социалистической революций. Подобно Великой французской буржуазной революции конца XVIII века, ставшей важнейшей вехой в развитии всех государств мира, события 1917 года в России по своим последствиям не уступают этой революции. Как отмечает известный писатель и публицист Д.Быков, «революция 1917 года подытожила шесть веков русской государственности. В какую бы глубокую яму ни свалилась Россия сейчас, это не отменяет ее взлета столетней давности». Наша революция — это предмет наивысшей национальной гордости всех россиян, да и, пожалуй, всех народов бывшего СССР.

Ничто не предвещало?

Что же произошло в те далекие февральские дни 1917 года? Начало года не предвещало улучшения положения трудящихся. Шел третий год кровопролитной войны, которую Владимир Ленин в одном из писем из Цюриха назвал войной воров за раздел добычи. Она тяжелым бременем ложилась на плечи трудящихся.

Бесконечные мобилизации обескровили хозяйство края, из которого было призвано около 160 тыс. человек. Только Кубанское войско выставило в действующую армию почти 90 тыс. казаков. На фронте был и Черкесский полк в составе Туземной (Дикой) дивизии. Самое удивительное состоит в том, что никто специально не готовил Февральскую революцию. Даже лидер большевиков Владимир Ленин в своих письмах в Россию считал, что он и его поколение вряд ли доживут до этих революционных событий. По свидетельству Керенского, до самых последних дней царствования император Николай II с императрицей глубоко верили, что «русский народ беспрекословно им предан». Это доказывали тысячи телеграмм «истинно русских» верноподданных со всех концов империи, рассылавшихся по распоряжениям из Санкт-Петербурга.

Эту уверенность подкрепляли статьи в газетах, которые «никто не читал, но которые император обнаруживал на своем письменном столе». Прошло всего несколько дней, зима была на исходе, и 28 февраля 1917 года другой современник тех бурных событий Н.Суханов делает очередную запись в своем дневнике: «Николай еще гулял на свободе и назывался царем. Но где был царизм? Его не было. Он развалился одним духом. Строился три века и сгинул в три дня».

А что же государь?

В декабре 1916 года правительство приняло решение о принудительной разверстке хлеба. Заметьте, не большевики, как это постоянно подчеркивает «демократическая пресса», а правительство Николая II впервые ввело эти меры. Начались реквизиции хлеба и скота. На многие продукты питания были введены карточки. Продовольственные запасы таяли на глазах. По станицам Кубани прокатилась волна погромов хлебных лавок. Уходящий год дал более полутора миллионов дезертиров.

«Что готовит нам четвертый год войны? — вопрошала газета «Майкопское эхо» 4 января 1917 года в редакционной статье «Перед загадкой». — Несет ли он нам благую весть о мире всего мира или наоборот, как и год минувший, весь утонет в океане человеческой крови, озаряемой заревом мирового пожара? Мучительная, кошмарная загадка!»

Неопределенность, ощущение тревоги, грядущие перемены вызывали беспокойство не только у правителей Кубани, но и у всего населения. Налицо были все признаки революционной ситуации. «Верхи» не могли управлять по-старому, «низы» не хотели по-старому жить. «Наверху» царила распутинщина и министерская чехарда. Физическое устранение Г.Распутина не внесло успокоения. Крестьяне требовали земли, рабочие — зарплаты и нормальных условий труда; и те и другие — незамедлительного мира. Буржуазия жаждала власти, интеллигенция — политических свобод, народы империи — свободы и равенства. Но всего этого не видел (или просто не хотел видеть) император Николай II.

10 февраля глава Думы Михаил Родзянко поехал в Царское Село с докладом к царю. Аудиенция длилась 45 минут, император был холоден, постоянно прерывал докладчика. Когда Родзянко стал докладывать об угрожающих настроениях в обществе, о возможности революции, царь прервал его, сославшись на то, что у него совершенно другие сведения, и ушел пить чай с братом.

Первые «хлебные» бунты начались в день начала заседания Государственной Думы — 14 февраля. В этот день бастовало 90 тыс. рабочих на 58 предприятиях. В Москве бастовало 16 фабрик и заводов. С этого дня демонстрации проходили в двух столицах ежедневно. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе в Петрограде, она была поддержана многими предприятиями и закончилась локаутом. Пока демонстрации удавалось разгонять с помощью казаков, отрядов полиции и солдат.

23 февраля в Международный женский день (по старому стилю), который выпал на четверг, бастовали почти все предприятия Выборгской стороны. Основным лозунгом бастующих с этого дня и в последующем становится лозунг «Долой войну!». На следующий день на улицы вышло до 200 тыс. человек. Примечательно, что ни одна газета, вышедшая в этот день, «не заметила» начинающуюся революцию.

К лозунгам бастующих добавились транспаранты с призывами «Долой царское правительство!», «Долой монархию!». Самым примечательным событием 26 февраля стал исторический факт — «небольшой отряд конной полиции имел директиву разогнать толпу, скопившуюся на Екатерининском канале по набережной». Городовые стали стрелять по бастующим, а проходивший мимо отряд Павловского полка, «видя картину расстрела безоружных, раненых, падающих около них», открыл огонь через канал по городовым».

С этого дня начинается переход солдат Петрограда на сторону рабочих. 27 февраля на их сторону перешло 66,7 тыс. солдат столичного гарнизона. К 16:00 город уже был в руках восставших. Среди митингующих стали появляться обращения от различных революционных партий с призывами избрать Петроградский совет (как известно, Советы были рождены революционным творчеством народных масс в 1905 году). Революция смела прогнивший царский режим. Произошло это 27 февраля (12 марта) 1917 года. В тот же день был избран Временный комитет Государственной Думы — предвестник Временного правительства.

В этот же день был создан и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов (Петросовет). Их даже создали в одном месте — в Таврическом дворце (Совет в левой его половине, а Временный комитет — в правой). В память об этом знаменательном событии в западной части Майкопа после Гражданской войны одна из улиц была названа улицей 12 Марта.

28 февраля над Зимним дворцом и по всей России над административными зданиями был поднят красный флаг. Красными бантами украшали себя солдаты, рабочие, представители интеллигенции — все, кто считал себя причастным к революционным событиям. Царских министров и сановников арестовали. 2 марта Николай II отрекся от престола. Вслед за Петроградом революция победила во всей стране. Началось двоевластие.

Троевластие

По рекомендации Временного правительства стали создаваться гражданские комитеты — органы исполнительной власти на местах. Своим комиссаром в Кубанскую область Временное правительство назначило члена IV созыва Государственной Думы казака-кадета К.Бардижа. Комиссаром Временного правительства в Черноморской губернии стал кадет Н.Николаев. В эти же мартовские дни в Майкопе был создан отдельский гражданский комитет, в состав которого вместе с представителями буржуазии вошли меньшевики и эсеры.

Параллельно с этими органами стали создаваться Советы рабочих, солдатских и казачьих депутатов. Первое заседание Майкопского совета состоялось 15 марта 1917 года. Своеобразие политической ситуации на Кубани состояло в том, что Советам на местах противостояли не только гражданские комитеты, созданные в городах, станицах и аулах, но и оставшиеся от царизма сословные казачьи органы власти в лице Рады, атамана и войскового правительства. Между этими тремя силами и шла борьба за первенство в управлении Кубанью.

Историки справедливо полагают, что здесь, на Кубани, сложилось троевластие. В резолюциях, которые в обилии принимались гражданскими комитетами и органами казачьего самоуправления, в адрес Временного правительства шли заверения о решимости довести войну до победного конца. Лишь Советы, выражавшие волю трудящихся (в нашем случае рабочих и иногородних), требовали прекращения этой бессмысленной бойни, какой стало для России участие в Мировой войне.

Февральская революция коренным образом изменила обстановку в стране. Она вызвала небывалый политический подъем трудящихся. Однако не разрешила тех глубочайших экономических, социальных, политических, национальных противоречий, которые лежали в основе кризиса российского общества. Все это было еще впереди…

Казбек Ачмиз, председатель правления АРО Российского общества «Знание».

02.03.2017 в 17:55