Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Нынче в средствах массовой информации активно обсуждается вопрос о возрождении вытрезвителей. «О возрождении» сказано потому, что такие заведения были еще в дореволюционной России.

Первый вытрезвитель — «приют для подгулявших мастеровых» — был организован в городе Туле в 1902 году врачом Федором Архангельским. Обращаясь к властям города Тулы, Федор Архангельский мотивировал создание приюта тем, что мастеровой люд часто перепивает, подгулявшие валяются на снегу, много случаев обморожения рук, ног и даже смертей.

Городская дума Тулы согласилась с предложением врача и постановила выделить из казны города 50 тыс. руб. на организацию приюта. Доктор Федор Архангельский снял для приюта дом у купчихи Анны Гудковой. Постояльцев в приют доставляли городовые. Там подгулявших мастеровых отхаживали от опьянения и наутро отпускали домой.

Существовал прообраз вытрезвителей и в старом Майкопе. Тут причиной пьянства оказалась дешевизна водки-монопольки, которая выпускалась на государственных предприятиях и стоила 5 руб. за ведро. Став главой Майкопа, бывший нотариус Сергей Иванов обратился в городскую думу с предложением по примеру туляков организовать вытрезвитель. Дума согласилась, но средств на наем помещения не оказалось. И вытрезвители открыли при полицейских участках. Для отрезвления пьяных выделили самые холодные помещения. По утрам протрезвевших пьяниц отпускали домой при условии, что у них было при себе не менее 3 рублей. Если денег не было, посылали вестового домой, пьяницу не отпускали, пока не поступал «выкуп».

Существовал в Майкопе медвытрезвитель и в советское время. Находился он на улице Краснооктябрьской в глубине двора между Пионерской и Пролетарской. После вытрезвления подгулявших отпускали домой. Сотрудники медвытрезвителя обязаны были сообщать на работу о побывавших у них «постояльцах». Их аморальные поступки разбирали на профсоюзных собраниях, товарищеских судах. Чрезвычайным происшествием считалось, если в вытрезвителе побывал член КПСС. Ему грозил выговор по партийной линии, а то и вовсе — исключение из партии.

В наше время пьянство становится «камерным»: пьют в питейных заведениях и дома. И на улицах не так уж часто можно встретить тех, кто лыка не вяжет.

Дмитрий Крылов

06.03.2017 в 11:30