Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В начале марта комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности и Верховным судом России поддержан законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за создание в интернете так называемых «групп смерти« и игр суицидальной тематики. Законопроект уже поддержали Следственный комитет, МВД, Министерство образования РФ, а также Роскомнадзор.

Не #Тихий дом

Такие жесткие меры на сегодняшний день просто необходимы: юных россиян все чаще и чаще вовлекают в опасные игры со смертью. В начале февраля зафиксирован новый всплеск интернет-активности групп с хештегом «синий кит». И это несмотря на то, что администратора этих групп удалось задержать. На сегодняшний день следователи установили, что интернет-провокатор Филипп Лис причастен к 15 состоявшимся в различных регионах страны суицидам и еще к пяти попыткам детей покончить с собой.

К сожалению, эти цифры — далеко не все последствия недетской игры. По некоторым данным, число погибших от нее в России значительно превышает сотню человек — точное количество установить пока нельзя. Уровень смертности среди молодежи значительно возрос.

По данным СК РФ, в прошлом году в результате суицидов в России погибли 720 подростков, статистика детских самоубийств увеличилась в прошлом году сразу в 40 регионах России.

Только в Москве и Подмосковье около 150 детей совершили суицид. В основном, это прыжки с крыши. В Адыгее, по официальным данным региональной статистики, в минувшем году и первом месяце этого года самоубийств не зафиксировано. Однако активная рассылка предупреждений через мессенджеры среди родителей ведется.

Выбрасываются на берег

— Эта игра имеет простой принцип: любой участник размещает на своей странице в социальных сетях специальные хештеги, такие как «синий кит», «море китов», «хочу в игру» и другие, на него выходит куратор и начинается 50-дневный марафон смерти, — рассказывает психолог ГБУЗ «Адыгейский республиканский Центр медицины катастроф» Марият Сканчибасова.

Участник, а, как правило, это ребенок или подросток — то есть человек с неокрепшей еще психикой, в течение почти 2 месяцев должен выполнять различные задания куратора, которые начинаются как обычный квест и развлечение — найти подсказку, нарисовать ручкой кита и прочее. Но по прошествии времени задания становятся все более жесткими и жестокими — рисовать приходится уже не авторучкой, а лезвием, ребенок наносит себе различные увечья. Тех, кто отказывается выполнять, начинают запугивать. Постоянное прослушивание депрессивной музыки и просмотр специфических видеороликов ломают нормальное представление о реальности. И смерть начинает казаться единственным выходом из круга проблем и душевных страданий.

— К сожалению, современные подростки очень сильно погружены в информационное бездушное пространство, которое не дает общения «глаза в глаза». Это именно тот период, когда они ищут образец социального поведения, а получают асоциальные команды от гаджетов, не понимая, что с ними общаются роботы. У ребенка складывается впечатление об идеальном и успешном образе жизни собеседника, обещающего решить все проблемы разом, что голоса из реального и такого несовершенного, на их взгляд, мира не могут поколебать авторитета виртуального гуру, — говорит психолог.

Кто чаще всего становится жертвой таких групп? Это дети, с которыми родители мало общаются, не проявляют интереса к детским проблемам.

— Часто это семьи с авторитарными родителями, к которым дети боятся обратиться за помощью, — у них очень большие проблемы в эмоционально-волевой сфере, это так называемые ведомые, — пояснила Марият Сагидовна. — И они готовы довериться любому, кто проявит должное внимание.

А ведь куратор, чтобы в дальнейшем иметь рычаги давления на своего «кита», втирается к нему в доверие, старается узнать как можно больше о его жизни и семье, проблемах. Поддерживает и дает советы. И если подросток, который уже в группе, на каком-то этапе отказывается от игры, его начинают запугивать и шантажировать через самые потаенные секреты, которые так недавно вместе обсуждались.

И это только одна из схем. Вторая — это угрозы в адрес близких ребенка, впутавшегося в подобную группу.

404 — сервис недоступен

— Когда я сообщил о том, что хочу закончить игру, администратор прислал мне ссылку в интернете, — написал на форуме, посвященном этой игре, Максим. — А когда я по ней прошел, высветилась ошибка 404. Я сначала не придал значения. Оказалось, что администратору прислали мой ай-пи, по которому они узнали адрес и даже номер квартиры. Вслед за этим начали сыпаться угрозы раскрытия переписок, опубликования интимных фото, которые также были в списках «заданий» группы. И, кстати, как я слышал, многие из тех, кто уже ушел из жизни, могли пойти на этот страшный шаг в состоянии отчаяния и страха перед позором или же из желания уберечь своих родных.

Однако директор Лиги безопасного интернета Денис Давыдов рассказал о том, что на самом деле такое достаточно сложно проделать:

— В действительности по IP-адресу компьютера подростка определить, где он живет, непросто. Это миф. Без специальных полномочий это выяснить практически невозможно. IP-адрес всего лишь показывает оператора связи и территорию, на которой он предоставляет свои услуги. Ни одна программа, которая отслеживает IP-адреса, не покажет конкретный дом, квартиру и уже тем более фамилию и имя того, кто заключил договор. Правоохранительные органы и спецслужбы могут это сделать, но по специальному запросу и при наличии судебного решения.

Но кураторы очень хорошо готовятся и заранее собирают максимум информации о потенциальной жертве. Самих организаторов вычислить можно, но они используют средства анонимизации, и это усложняет работу правоохранительных органов. Пока реально арестован лишь Филипп Лис.

«Киты» и «дельфины»

В ответ на лавинное количество участников игры со смертью появились группы — противники этого движения, которые называются, например, «анти синий кит». Их цель: минимизировать влияние кураторов. Создают такие группы неравнодушные люди, те же подростки, которым не все равно, что происходит с их сверстниками. Они называют себя дельфинами: их задача — не дать китам выброситься на берег.

Вообще можно говорить о том, что интернет-сообщество разделилось на три лагеря: «киты», «дельфины» и равнодушные. Последние считают эту игру прямой реализацией естественного отбора по Дарвину и в лучшем случае пишут желающим поиграть об уровне их умственных способностей. «Дельфины» же развернули активную деятельность по блокировке страниц играющих, если таковых удается найти, самих групп и их админов. К тому же они пишут потенциальным жертвам, рассказывают о том, что их ждет. Но ведь любопытство пересиливает страх смерти.

«У меня такая проблема — я хочу сыграть в эту игру. Я смотрела много видео противников, читала, что не нужно ввязываться, но ничего не могу поделать с этим желанием, я очень часто думаю об этой игре (хотя и желания покончить с собой нет, да и жизнью я полностью довольна — все благополучно складывается). Но мне интересен сам процесс этого воздействия на человеческое сознание», — Аноним.

Подобных постов в интернете сотни — океан вокруг «китов» все безбрежнее. Все они думают, что это ерунда, я только одним глазком посмотрю, что там страшного, и сразу выйду. Вот только такая игра — это опасная и глубокая трясина, подходить даже к самому краю которой категорически не рекомендуется.

— За этим стоят взрослые, хорошо подготовленные люди. Так грамотно выстраивать общение с подростками невозможно без специальных знаний. Это не раз подтверждали и родители, которые начинали общаться с кураторами вместо их детей. Кураторы отлично разбираются в детской психологии и умеют пользоваться современными интернет-технологиями. Я уверен, что это спланированная и четко организованная деятельность, — отмечает Денис Давыдов.

Война с детством

Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин в связи с одобрением законопроекта об установлении уголовной ответственности за создание в интернете так называемых «групп смерти» и игр суицидальной тематики сказал, что важно понять — за игрой стоят полусумасшедшие люди. Они ориентируют идти подростков на самоубийство из каких-то своих извращенных убеждений, или же это информационная атака на нашу страну.

Кто и зачем уничтожает подростков, пока неизвестно. А ведь на поддержание работы интернет-ресурсов определенного содержания, понятно, нужны деньги, и немалые. Вот только кто спонсоры — пока большой вопрос. Арестованные утверждают, что работали бесплатно и убивать никого не собирались.

А между тем Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) отметил рост употребления характерных для игры хештегов. К тому же активность перешла в инстаграм. По данным РОЦИТ, с начала февраля в инстаграме появилось около 45 тысяч постов с новыми, но очень похожими хештегами, менялось лишь оформление.

В декабре глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что с 2012 года в России было заблокировано 10000 «групп смерти» и сайтов, распространяющих информацию о суициде. Ежедневно Роскомнадзор блокирует от 50 до 90 опасных «групп смерти» в соцсетях.

В Адыгее уже ведется работа по профилактике вовлечения подростков в опасную игру. Так, в майкопских школах проводятся собрания и беседы по вопросам взаимодействия родителей и ребенка, психологи дают советы, как заметить, что ребенок увлекся этой игрой, что делать. Разработаны памятки, МВД по РА также держит вопрос под контролем, рассказали «СА» в ведомстве.

— По телевизору в сюжетах показывают страшные вещи, — поделилась со мной после собрания одна из обеспокоенных мам Майкопа Елена. — Кураторы в разговорах между собой смеются над тем, что дети собираются покончить с собой, гордятся тем, что сами доводят их до этого. Да к тому же еще и деньги за это получат. А моя дочь — всего третьеклассница, но уже знает об этой игре все, и даже хотела начать играть, но потом разобралась и передумала. Но сколько детей попадаются на эту удочку?!

Поэтому специалисты говорят, что в первую очередь ответственность лежит на родителях: они ближе всего к ребенку, и кому, как не им, создавать доверительные отношения и замечать первые признаки угрозы. К ним, в том числе, относятся следующие моменты:

1. Подросток не высыпается, даже если рано ложится спать — проследите, спит ли он в ранние утренние часы.

2. Символичными являются сохранение фотографий китов, медуз, кошек, бабочек, единорогов (что тоже символично — смерть едет на единороге в ад), съемки с высоты, крыш и чердаков.

3. Состоит в сомнительных группах.

4. Закрыл «Вконтакте» доступ к подробной информации, в переписке с друзьями (на личной стене) есть фразы «разбуди меня в 4.20», «я в игре». И совсем уж страшно, если на стене появляются цифры, начиная от 50 и меньше.

5. Переписывается с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения.

6. В сохраненных картинках ребенка появляются изображения из групп, отрицающих моральные ценности, к примеру, пропагандирующих вседозволенность, критикующих семью и школу, распространяющих табакокурение, пристрастие к наркотикам, спайсам.

7. В своих изображениях, публикуемых на страницах соцсетей, дети могут размещать фотографии самоунижения, оскорбления себя в разных и порой даже жестоких формах, вплоть до нанесения себе травм и увечий, в частности порезов.

8. Следует обратить внимание на круг друзей и подписчиков, изучить оставленные ребенком комментарии в различных группах.

Внимание! Если вы заметите признаки вовлеченности в игру у вашего ребенка, в любое время суток можно позвонить на единый общероссийский телефон доверия для детей 8-800-2000-122 (звонок бесплатный).

Екатерина Пензева

P.S. А между тем внутри остановки возле одной из школ я обнаружила написанный фломастером на лавочке тот самый хештег. И участковый, к сожалению, до моего звонка ему ничего не знал ни о его существовании, ни о том, что эта надпись означает…

10.03.2017 в 17:10