Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Блошиные рынки, на которых продаются старые, антикварные вещи, популярны во всем мире уже не одно столетие. Первый подобный рынок был открыт еще в XIX веке, а название свое он получил, как гласит предание, от антисанитарии в торговых рядах и предлагаемых к продаже вещах.

Это в наше время на многих хорошо известных блошиных рынках можно приобрести старинные антикварные вещи, а во время их зарождения старьевщики сносили туда все то, что выбрасывалось за ненужностью. Но и у этих вещей находились покупатели.

Сегодня многие туры для иностранных туристов организовываются именно по блошиным рынкам Берлина, Лондона, Испании, Голландии, Италии. Самый старинный из таких рынков находится в Австрии. История «Блошки», как называют этот рынок местные жители, берет свое начало… с 1150 года, когда на центральной площади Вены стали собираться торговцы со всех уголков страны, обменивавшиеся разными товарами. Известный во всем мире блошиный рынок Франции находится недалеко от Монмартра. Это самая аристократическая ярмарка Парижа, которую ежегодно посещают до 11 миллионов человек. Известные дизайнеры ищут среди старинных вещей «бриллианты» старых эпох для вдохновения. Только в Германии ежегодно организовывается свыше 40 тысяч блошиных рынков. Более трех миллионов (это по самым скромным подсчетам!) человек живут за счет «бизнеса» на старых вещах. Есть блошиный рынок и в Москве, в районе станции метро «Лиозново». Этот рынок работает по выходным дням. А три раза в год в центре столицы организовывается блошиный рынок рангом повыше, куда съезжаются торговцы раритетными товарами.

Что касается Майкопа, то официально блошиного рынка в городе нет. Но уже которое десятилетие в районе центрального рынка на улицу Гоголя, а теперь и на Курганную выходят торговать те, у кого каждый рубль на счету, а также истинные любители старинных вещей. В их ассортименте нехитрый товар — от ношеных вещей, посуды до комнатных растений, старинных икон и раритетных утюгов.

Несколько лет назад на блошином рынке можно было купить даже боевые ордена и медали Великой Отечественной войны. Правда, они не лежали на виду, но можно было договориться об их покупке. Нынче в продаже только юбилейные медали, стоят они от 100 до 200 рублей.

Разогнать нельзя оставить

История майкопского блошиного рынка — многострадальная. Его то и дело пытались закрыть. В защиту рынка в 2011—2012 годах выступала наша газета. Продавцы рынка, а это, как правило, пенсионеры, многодетные мамы, собрали десятки подписей под петицией о разрешении торговли. Рынок, конечно же, официально не разрешили, но и разгонять торгующих не стали.

В 2015-м в очередной раз блошиный рынок подвергся ликвидации. На жалобы торговцев был дан ответ, что в постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 года №55, в частности, говорится: «…ряд товаров, бывших в употреблении, в соответствии с санитарными правилами, должны пройти чистку, стирку, дезинфекцию, дезинсекцию, что в свою очередь должно быть подтверждено документально. Сложная бытовая техника, бывшая в употреблении, должна передаваться новому владельцу с техническим паспортом» и так далее. Перечень условий для торговли подержанными товарами достаточно внушительный. Естественно, практически все они на блошиных рынках нарушаются. Покупателей устраивает неидеальное качество вещей или отсутствие техпаспорта на радиолу 50-х годов — это их добровольный осознанный выбор.

Что касается месторасположения блошиного рынка, то его, как такового, в схеме размещения торговых мест на территории МО «Город Майкоп», утвержденной постановлением городской администрации №387 от 18.05.2015, попросту не предусмотрено. В качестве альтернативы блошиному рынку было предложено перебраться в район городской оптовой ярмарки на улицу Строителей. Там имеются в наличии свободные места. Плата за торговое место (за 1 квадратный метр) в месяц составляет 390 рублей. Или же занять свободные торговые места на рынке хозяйственных бытовых товаров по улице Крестьянской — за ту же плату.

Встреча с прошлым

— Где же взять такие деньги? — удивляется Зинаида Степановна, торгующая на блошином рынке бывшей в употреблении детской одеждой. — У меня товар — по три копейки. Юбочка для девочки — 30 рублей, свитерок — 40. Внучата, а их у меня трое, выросли, не выбрасывать же детские вещи… Я уже десять лет как на пенсии. Пенсии на все не хватает. На рынке я в иной день впустую простою, а в иной хоть пятьдесят рублей, но выручу. На пару буханок хлеба хватит. Мы здесь все стоим не от хорошей жизни…

У каждого из продавцов блошиного рынка своя жизненная непростая история. Несколько лет подряд здесь торговала мелочовкой — посудой, статуэтками советской эпохи, хрустальными вазочками — многодетная мама. Ей под реализацию отдавали свои домашние столовые сервизы многие майкопчане. Вроде как вся эта позолота на тарелках, чайных чашках уже вышла из моды — чего сервизам стоять пылиться в шкафу, а на рынке, пусть за пару сотен рублей, может, будут куплены.

— И даже не за пару сотен могли купить, — вспоминает продавец Валентина. — Например, за немецкий чайный сервиз «Мадонна» просили больше двух тысяч рублей. Из Ростова, Краснодара, даже из Москвы к нам на барахолку за раритетными вещами — старинными утюгами, самоварами, прялками — приезжали ценители старины. По столичным меркам у нас этот товар стоил копейки, а там он шел втридорога. Теперь уже нет таких старых вещей, так, мелочовка одна. И все равно вещи советской эпохи раскупаются. Доходит порой до смешного: моя соседка по ряду выставила на продажу фильмоскоп, знаете, на таких раньше детские фильмы крутили. Так мужчина один, когда увидел, даже чуть не прослезился! Говорит, точно такой был у него в детстве. Сразу же и купил, ушел счастливым. Это называется — ностальгия…

Я ничуть не удивилась рассказу — сама как-то приобрела на блошином рынке детскую игрушку — неваляшку, его еще называли ванька-встанька. Примерно такого же подарили мне много лет назад на пятилетие. Поэтому мне хорошо знакомо волнение того мужчины с фильмоскопом.

Во время визита в торговые ряды я поинтересовалась у покупательницы, по всей видимости многодетной мамы, примеряющей детскую курточку на трехлетнюю малышку: «Нужен ли блошиный рынок в Майкопе?»

— Для тех, у кого достаток, он не нужен. Зачем, если можно пойти в магазин, выбрать и приобрести любую вещь. А для многодетных мам, пенсионеров, для жителей сельской местности этот рынок — как палочка-выручалочка. Где еще вы купите детскую приличную курточку за сорок рублей? Или мужские брюки за тридцатку? Конечно же, эти вещи — не на выход, для работы взрослому, а детворе — во дворе бегать. И нам, покупателям, хорошо, и продавцу — пусть небольшой, но все же доход. Большинство людей здесь со скромным доходом. Так что мы двумя руками за этот рыночек!

Чего только нет на блошином рынке: книги и кассеты с кинофильмами, чугунные «вечные» сковородки, мельхиоровые подстаканники, детские игрушки, предметы одежды, перьевые подушки, покрывала…

Возле всевозможных «железок» — инструментов, болтов, дачного инвентаря, рыболовных принадлежностей — всегда людно: мужчины копаются в них, терпеливо ища нужное. Здесь же бабушка разложила на покрывале вязанные из ленточек ткани круглые половички.

— Что без дела сидеть, нарезала лоскутки да связала «кругляки», может, кто и купит, — поделилась со мной мастерица. — Я больше за общением прихожу на рынок. Поговоришь с покупателями, все новости обсудишь, вот день и прошел. Пожилой человек должен быть чем-то занят, иначе дурные мысли в голову лезут: о старости, о невзгодах. Утром хочешь не хочешь — надо вставать, собирать товар и идти на рынок. Если не приду, «девчата», а им, как и мне, далеко за 60 лет, уже переживают, звонят. Да и сами посудите — кому мы мешаем своей торговлей? Здесь нет жилых зданий, чтобы мы толпились под окнами у их жильцов. Вышли утром, поторговали до обеда, убрали за собой весь мусор — словно и не было рыночка.

Штучный товар

В будние дни блошиный рынок не так колоритен, как в выходные. В теплые деньки, да еще перед праздниками, торговцев на рынке — несколько рядов и товар поинтереснее. Встречаются те самые раритетные самовары, за которыми «гонка» у скупщиков старины. В последнее время стало модным оформлять интерьер гостиной в загородном доме «под старину», с использованием старинных утюгов, этажерок, патефонов. Пользуются спросом, в основном у приезжих и рестораторов, сундуки, старые чемоданы, настольные лампы, чернильные приборы, которые украшали интерьер кабинетов власть имущих еще в начале 50—60-х годов. Удивительно, что все эти вещи по сей день сохранили свой первозданный внешний вид, как будто вчера были куплены в магазине. Вот что значит советское качество!

— Лет двадцать назад, в угоду моде, выбросила все старые вещи, которые помнили меня еще маленькой, — призналась Тамара Максимовна. — У нас в гостиной стояли старинные стулья с высокой точеной спинкой. А какой шикарный резной буфет украшал веранду! Мы с сестренкой прятались в его нижнем шкафу, играя в прятки. В то время были модными тканевые абажуры над столом в гостиной. Но потом все это вышло из моды, все, как один, стали скупать одинаковые мебельные безликие гарнитуры, абажуры заменили на плафоны, и из дома ушел уют. Мне повезло, я на блошином рынке купила абажур. Старенький, конечно же. Перетянула его сама, пришила бахрому и — словно в свое детство вернулась. С удовольствием посещаю этот рыночек, покупаю милые сердцу безделицы — статуэтки, конфетницы. Как-то приобрела за бесценок симпатичный, раскрашенный под хохлому небольшой электрический самовар. Вроде бы мелочь, а как эта покупка украсила кухню!

Для одних все эти вещи — просто старье, а для других — живая память о прошлом. Конечно же, здесь идет разговор не о старых кастрюлях или дамском пальто.

Узнав, что я из редакции и провожу опрос посетителей блошиного рынка, ко мне подошел пожилой мужчина, назвался Владимиром:

— У меня недавно сломался велосипед, ему лет чуть меньше, чем мне. Такую деталь, которая вышла из строя, уже не выпускают, вот и пришел на рынок. Здесь, среди железок, можно найти практически все, и, что немаловажно, качественный товар. Среди запчастей обнаружил нужную деталь для старенькой мясорубки, вот супруга моя обрадовалась! Нам дети подарили новую современную мясорубку, но она такая деликатная: если мясо с прожилками — не работает! А наша обычная, ручная, которой уже более шестидесяти лет, все подряд мелет! Так что мы теперь опять с котлетами, и все это благодаря блошиному рынку.

Лично для меня посещение блошиного рынка — как поход в музей. И таких, как я, немало. Наблюдала, как майкопчане просто бродили между торговыми рядами, любовались на старинные вещи, интересовались марками у филателистов, разглядывали значки, удивлялись мастерству вышитых рушников, рассматривали уже вышедшие из моды чуть потускневшие чеканки, и каждый думал о чем-то своем. Скорее всего, вспоминал свое детство.

Валерия Ломешина.

Фото Аллы Салиенко.

14.03.2017 в 11:32
Возрастная категория материалов: 16+