Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Чтобы исключить речевую патологию у детей, необходимо вовремя обратиться за помощью к специалистам

В последние годы наблюдается большой рост числа детей с различной речевой патологией: от простого нарушения произношения некоторых звуков, заикания до полного отсутствия речи. Нарушения речи у ребенка могут быть вызваны патологией внутриутробного развития плода, тяжелыми родами, стрессами, пережитыми матерью во время беременности и в период кормления грудью, ранним переходом с грудного вскармливания на искусственное, различными психическими и родовыми травмами.

Совершенно недопустимы для будущей мамы употребление наркотиков, спиртных напитков, курение, большие физические нагрузки, долгая работа за компьютером. Все эти факторы могут стать причиной речевой патологии будущего ребенка. Помните: нарушение речи — это нарушение в нервной системе ребенка. Чем быстрее будет ликвидирован психотравмирующий фактор, проведена необходимая коррекционная работа, тем быстрее войдет в норму психологическое развитие ребенка.

Если идет отставание

Речь ребенка проходит много стадий. В первые месяцы это лепет, затем гуление. Звуки, которые он произносит, становятся похожими на слоги и со временем переходят в слова. Длительность в речевом развитии у детей различна. Схема нормального развития детской речи представлена в таблице А.Н.Гвоздева, с которой можно ознакомиться в интернете. Родители могут сравнить, соответствуют ли приведенные данные в таблице норме развития речи их ребенка. Если наблюдается отставание от речевых норм — это повод начать беспокоиться, так как есть вероятность возникновения такого заболевания, как задержка речевого развития. Сущность этого заболевания и признаки его проявления должны знать все мамы и папы. Чем раньше оно будет выявлено, тем эффективнее пройдет лечение.

За помощью — к специалистам

Родителям необходимо показать ребенка неврологу, отоларингологу, логопеду, психологу и психиатру. Невролог определяет, есть ли микроорганические поражения мозга. При этом проводятся ЭХО-ЭГ, сканирование артерий мозга. Отоларинголог назначает обследования для определения наличия отита, тугоухости и аденоидов. Логопед делает анализ анамнестических сведений, формирования моторики ребенка, речевого и слухового аппарата, особенностей коммуникативной деятельности. У детей до 12 месяцев определяется голосовая и доречевая активность. После 1 года специалист выясняет время появления слов, объем словаря, активность речи, а также фрагментную и связную речь. Если задержка речевого развития выявляется у малыша своевременно, больше времени будет на лечение заболевания, и ребенок к поступлению в школу сможет преодолеть отставание, а его речь войдет в возрастную норму.

Комплексное лечение

Многие родители полагают, что, если дефектолог проведет курс по нормализации произношения звуков, этого будет достаточно. Это совершенно неправильно. Исправление формирования речи предполагает комплексное лечение. Обязательна медикаментозная терапия. Ребенку могут быть назначены медицинские препараты для стимуляции кровообращения мозга и улучшения его интегративной функции. Лекарственные средства назначаются исключительно врачом. В некоторых случаях проводится микротоковая рефлексотерапия. Участки мозга, отвечающие за активность произношения, умственные возможности, словарный запас и дикцию, подвергают воздействию тока небольшой силы. Такая процедура позволяет активизировать их деятельность, стимулировать речевое развитие и познавательные процессы. Эти процедуры проводятся в крупных сурдоаудиологических центрах. В отдельных случаях доктор может назначить дельфинотерапию и иппотерапию.

Логопед и психолог могут начинать работу с ребенком, имеющим отставание в речи, уже с трех лет. Большое значение имеет логопедический массаж, который может проводить только квалифицированный специалист. Для этого ребенок и взрослый должны вступить в психологический контакт. Важно расположить к себе ребенка, чтобы он доверился логопеду и позволил осуществлять необходимые манипуляции с использованием логопедических зондов. Проводится массаж определенных участков языка, щек, губ, а также рук и ушей. В исключительных случаях назначается массаж биологически активных точек. Широко используется в логопедии массаж ладоней и стоп с помощью шарика «Су-джок». Коррекционные занятия с логопедом необходимо проводить регулярно, не реже трех раз в неделю. По рекомендации логопеда родителям необходимо приобрести логопедическую литературу и регулярно выполнять с ребенком домашние задания. Кроме лечебных мероприятий, рекомендуется заниматься с ребенком и дома, например, выполнять различные упражнения для укрепления языка, мышц лица, слухового аппарата. Это могут быть звуковые подражания, песни; сказки, упражнения для мышц лица и моторики рук и другие. Задержка речи — не приговор. При сохранном интеллекте совместные усилия всех специалистов и родителей приведут к успешному результату, и ребенок сможет преодолеть отставание в своем развитии.

Главное — своевременность

Несвоевременное лечение либо его отсутствие могут привести к большому отставанию интеллектуального и психического развития от сверстников, трудностям с посещением образовательных учреждений. Обычно детям с неразвитой речью рекомендуется вспомогательная школа. Поэтому, если вы заметили, что ваш ребенок плохо разговаривает, в то время как его сверстники уже могут выговаривать небольшие предложения, стоит обратиться за помощью к специалистам. Важно установить причину задержки психологического и речевого развития. В противном случае, если провоцирующий фактор нe будет устранен, лечение ребенка не даст положительных результатов. При обнаружении признаков задержки становления речи необходимо пройти комплексное обследование, чтобы определить точный диагноз. Заболевание легче предупредить, чем заниматься его лечением и использовать дорогостоящие медицинские препараты. Родителям необходимо чаще общаться со своими детьми. Совместные прогулки, поездки на природу, путешествия, просмотр мультфильмов, раскрашивание картинок, совместные подвижные игры сближают взрослых и детей. Ребенок, растущий в атмосфере любящего родительского внимания, редко испытывает сложности в развитии речи.

Людмила Джаримова, логопед I категории, психолог.

28.03.2017 в 11:50
Возрастная категория материалов: 16+