Олимпийский комитет России реализует уникальный проект

До Олимпийских игр-2018 остается все меньше времени, и подготовка к главному старту четырехлетия, по сути, выходит на финишную прямую. Чтобы нашим спортсменам было как можно легче адаптироваться к непривычным южнокорейским условиям, Олимпийским комитетом России реализуется проект «Адаптация».
Когда речь идет об олимпийских наградах, судьбу которых решают доли секунд и сантиметры, мелочей быть не может. Температура воздуха, влажность, разница во времени — все это способно повлиять на результаты. Чтобы спортсмены в чужом Пхенчхане-2018 чувствовали себя, как в Сочи-2014, Олимпийский комитет России реализует специальную программу, которая позволяет за счет комплексных научных исследований сделать максимально эффективным важнейший заключительный этап подготовки наших команд непосредственно перед Играми.
Опыт Рио на благо Пхенчхана
Проект под названием «Адаптация» представляет собой уникальный комплекс мер по изучению особенностей хронобиологической и климатогеографической адаптации спортсменов к условиям Пхенчхана.
Проект ОКР реализует совместно с «Федеральным научным центром физической культуры и спорта» (ВНИИФК) начиная с 2015 года. Руководит им наш прославленный тренер и специалист Александр Грушин.
Он — руководитель Управления содействия олимпийской подготовке ОКР, заслуженный тренер РФ.
«Адаптационные механизмы изучались и в советские времена, но жизнь не стоит на месте. Меняются формат соревнований, система подготовки спортсменов, появляется новое оборудование. Наработки даже двадцатилетней давности требуют определенной коррекции, не говоря о более старых данных. Исследование, проведенное ОКР и ВНИИФК перед Играми в Рио-де-Жанейро, действительно было уникальным. Впервые в нем участвовало более ста спортсменов, представляющих семь сборных команд (регби-7, гребной и парусный спорт, тхэквондо, стрельба из лука, гребной слалом и велоспорт). Это первый научный проект такого масштаба за всю историю отечественного спорта!
На примере регбистов мы посмотрели, как адаптируются к необычным условиям игровики. И пусть в итоге ни мужская, ни женская сборные по регби-7 не сумели пройти олимпийский отбор, рекомендации для представителей игровых видов спорта были подготовлены и разосланы во все федерации. Интересно, что регбисты тренировались и участвовали в тестовых соревнованиях не в Рио, а в другом городе — Сан-Пауло. Между ними — 350 километров, и казалось бы, какая разница?! Но выяснилось, что в Сан-Пауло совершенно другой климат», — рассказывает специалист.
Исследование адаптационных механизмов проводилось с использованием различных моделей подготовки. Одноступенчатая модель предполагала прямой перелет в Бразилию не менее чем за 7 дней до начала стартов, а двухступенчатая (оказавшаяся по результатам комплексной оценки функционального состояния спортсменов более эффективной) включала первичную акклиматизацию в Португалии в течение 11 дней с последующим перемещением в Рио-де-Жанейро за неделю до соревнований.
Для видов спорта, в которых медали разыгрываются в один день (спортивная борьба, тхэквондо, дзюдо), изучался вариант приезда под самый старт. Выяснилось, что на второй день пребывания в Бразилии у атлетов наблюдалось состояние повышенной работоспособности (возможно, из-за психологического фактора), но дальше происходило снижение данного показателя, пик которого приходился на 3—5-й дни.
«Те, кто прислушался к выводам специалистов ВНИИФК, добились хороших результатов. В парусном спорте Стефания Елфутина завоевала первую медаль России за последние 20 лет. В стрельбе из лука женская сборная стала серебряным призером, стрелки и велогонщики принесли в общую копилку семь медалей (четыре серебра и три бронзы). В сумме получается 9 наград — это в три раза больше, чем было на предыдущих Олимпийских играх! Федерация тхэквондо — единственная из участвовавших в проекте, кто не последовал рекомендациям научной группы. Она в итоге оказалась в минусе — одна медаль в Рио против двух в Лондоне», — говорит Александр Грушин.
Курс — на Дальний Восток
В проекте «Пхенчхан-2018» циклические виды спорта представляют лыжники, сложнокоординационные — фристайлисты. Всего в нем участвуют 31 спортсмен, 18 специалистов сборных команд и 9 представителей ВНИИФК. Сборная России по фристайлу уже провела сбор в Южно-Сахалинске.
Кроме того, будут опробованы два варианта подготовки — с долгосрочной и краткосрочной (приезд накануне старта) адаптацией. Второй вариант актуален для спринтеров.
«В целом хочу сказать, что идея объединить финансовые возможности ОКР, научный потенциал ВНИИФК и комплексных научных групп сборных команд по различным видам спорта оказалась очень удачной. Изучение особенностей адаптации спортсменов к климатогеографическим условиям мест проведения летних и зимних Олимпийских игр — это, по сути, ключевое направление в рамках нашей Программы содействия подготовке кандидатов в члены олимпийской команды России. Раньше у наших федераций и профильных специалистов не было таких финансовых и организационных возможностей для проведения подобных комплексных мероприятий по изучению всех нюансов адаптации, которые сейчас обеспечивает ОКР. Научная группа регулярно выезжает в Южную Корею, в том числе работает там во время проведения тестовых соревнований. Можно сказать, в боевых условиях, полностью идентичных тем, что будут в следующем году», — рассказал генеральный директор ОКР Владимир Сенглеев.
В середине марта делегация ОКР в очередной раз побывала в Южно-Сахалинске, Владивостоке и Хабаровске. Главная цель — изучение возможности проведения в этих городах заключительного этапа подготовки сборных команд по различным видам спорта к зимним Олимпийским играм в Пхенчхане.
Биатлон и лыжи, сноуборд и фристайл
«Для нас очень важен и тот факт, что регионы готовы принять у себя наши команды в рамках заключительного этапа подготовки к Играм в Пхенчхане. Руководители открыты к сотрудничеству по всему комплексу вопросов. В Южно-Сахалинске, например, часть лыжных трасс уже изменена в соответствии с прошлогодними рекомендациями нашей научной группы. Убежден, что у нас на Дальнем Востоке будет сделано все необходимое для максимально эффективной подготовки спортсменов», — говорит директор по спортивным программам ОКР Андрей Конокотин.
С ним соглашается и Александр Грушин: «Этот регион идеально подходит для заключительного этапа подготовки. Это один с Южной Кореей временной пояс, во многом схожие климатические условия и, наконец, это возможность проводить сборы у себя дома. Южно-Сахалинск интересен своими горнолыжными склонами. На трассах ГЛК «Горный воздух» могут готовиться члены сборной России по горным лыжам, а также представители отдельных дисциплин фристайла и сноуборда. Для этого свободный от туристов северный склон необходимо оборудовать системой искусственного оснежения и правильно спроектировать трассы. Альтернативой «Горному воздуху» для подготовки фристайлистов и сноубордистов могла бы стать местная ДЮСШ по сноуборду, имеющая в своем распоряжении небольшой склон, на котором можно сделать трассы для таких дисциплин, как хаф-пайп и слоуп-стайл».
К слову, вместе с представителями ОКР в Южно-Сахалинске побывал президент Федерации фристайла России Алексей Курашов. Он с интересом осмотрел спортивную инфраструктуру города, пообщался с местными специалистами и получил гарантии от местных властей, что для членов олимпийской команды будут созданы все необходимые условия.
Также Сахалин может рассматриваться в качестве базы для лыжников и биатлонистов. В декабре этого года в Южно-Сахалинске закончится строительство биатлонного центра, где в 2019 году пройдут соревнования в рамках первых зимних Игр «Дети Азии». Недавно на стройке побывали главный тренер сборной России по биатлону Александр Касперович и вице-президент СБР Владимир Барнашов.
«Плюсами столицы Сахалинской области являются географическая близость к Пхенчхану, схожий климат, наличие прямого авиасообщения с Сеулом, компактное расположение спортивных объектов, большое количество комфортабельных гостиниц и возможность качественного медицинского сопровождения спортсменов на базе местного физкультурно-оздоровительного диспансера. Минус, пожалуй, только один — в Южно-Сахалинске нет условий для высотной подготовки, что актуально для биатлонистов и лыжников, которые в Пхенчхане будут соревноваться на высоте 750—800 метров над уровнем моря. Однако здесь достаточно сложный рельеф местности, который позволяет смоделировать практически любую трассу — будь то лыжные гонки и биатлон, а также некоторые дисциплины фристайла и сноуборда», — говорит Александр Грушин:
Кстати, по поводу высоты. Формально Пхенчхан не дотягивает до среднегорья, но по многим признакам корейские 800 метров эквивалентны высоте 1,2—1,3 км. Этот момент нужно будет обязательно учесть, особенно лыжникам и биатлонистам.
Во Владивостоке готовы принять сборные команды по хоккею, шорт-треку и керлингу. К услугам олимпийцев — современная «Фетисов-Арена» (домашняя арена клуба КХЛ «Адмирал»), спортивный комплекс «Полюс» и пока еще строящийся крытый каток «Тигр». Последний по своей специализации вполне подойдет для тренировок сборных России по керлингу.
Климат Хабаровска немного отличается от погодных условий Южно-Сахалинска, Владивостока и соответственно Пхенчхана. Зато по уровню спортивных объектов для хоккеистов и мастеров шорт-трека он, пожалуй, занимает первое место на Дальнем Востоке. Дворец спорта «Амур-Энергия» готов хоть сегодня принять Виктора Ана, Семена Елистратова и другие наши олимпийские надежды в шорт-треке, а хоккеистам обеспечены идеальные условия для тренировок и восстановления на «Платинум-Арене».
Пока это предварительные выводы. В рамках проекта «Адаптация» усилиями комплексной научной группы ВНИИФК собран уникальный материал, который, несомненно, может сыграть важнейшую роль в итоговых результатах наших спортсменов в феврале следующего года.
Дмитрий СОМОВ.