Братья по несчастью

Безвозвратный отлов, невыносимые условия содержания у «коробочников» или вакцинация с последующей стерилизацией — что ждет бездомных, оказавшихся по разным причинам на улице животных? Возможно ли им обрести хозяина после злоключений безнадзорного житья? В объявленный в России Год экологии мы не можем оставить без внимания эти вопросы, значимые для нашей с вами окружающей среды. В решении этой проблемы пересекаются и вопросы гуманности, и реалии современной городской среды.
«Коробочники»-живодеры
На днях краснодарские зоозащитники забрали у жительницы Тахтамукайского района собак, которых она держала в подвале без еды и воды.
Как сообщила наша коллега — журналист из Краснодара Ксения Попова, несколько лет назад эта женщина получила соответствующий сертификат в клубе защиты животных Краснодара. Она действовала по известному принципу «коробочника» — ей краснодарцы со всех микрорайонов привозили животных, за каждого платили небольшие суммы, которых должно было хватить на передержку. Практически люди снимали с себя ответственность за животное, не интересуясь в дальнейшем, находится ли собака на передержке.
По словам представителя клуба защиты животных Инны Ким, в клуб поступил сигнал об ужасных условиях: животные умирают, их трупы скапливаются на территории домовладения, затем их обливают бензином и сжигают. По сути, это уже факты нарушения санитарных норм.
— На данный момент проводится проверка. По ее результатам будет принято решение о привлечении к административной, уголовной или иной ответственности хозяйки данного домовладения, — сообщил заместитель начальника отдела полиции ОМВД России по Тахтамукайскому району Адам Пшипий.
Напомним, что в конце прошлого года страну потрясло резонансное дело «хабаровских живодерок». После этого случая парламентарии в очередной раз начали разрабатывать новый закон об ответственном обращении с животными. Будет ли он принят?
А пока, даже если владелица частного «приюта» станет фигурантом уголовного дела, ей будет грозить только денежный штраф.
Согласитесь, довольно сложно доказать факт зарабатывания денег на бездомных животных «коробочниками» или точно определить, какие действия являются садистскими. В то же время это фактически единственная статья, защищающая права бездомных и домашних животных. Наказание, которое ждет преступника, довольно мягкое по западным стандартам. Подобное злодеяние наказывается «штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев».
Если же издевательство над животными совершено группой лиц, то срок лишения свободы может доходить до двух лет. Стоит ли говорить о том, что на практике, даже если уголовное дело возбуждено и оно будет иметь решение суда, преступника ждет или условное наказание, или штраф.
К сожалению, это один из многих подобных случаев, происходящих и в нашей республике, и в других регионах.
Уровень цивилизованности
Подобные истории, к сожалению, происходят и в Майкопе, где недавно волонтеры из благотворительного фонда «Дружок» вместе со студентами спасали животных из кошачьего «концлагеря». Правда, хозяйка кошек — пожилая женщина — подбирала бездомных животных вроде бы из добрых побуждений, но реально не могла их содержать.
— У человека всегда есть выбор, — считают активисты благотворительной организации. — Вместо того чтобы выбрасывать в коробках или в пакетах щенков и котят, лучше провести стерилизацию домашнего животного.
Что же касается постоянно происходящих отстрелов, то и это не выход. Собаки, кошки, когда нарастает угроза исчезновения вида, начинают плодиться в два-три раза больше. Стерилизация и вакцинация — вот что необходимо. Но прежде всего любовь к животным.
Актив благотворительного фонда благодарен тем, кто их поддерживает, а все отчеты и благодарности можно увидеть на страницах волонтеров в соцсетях.
За три с половиной года деятельности группы, ныне — фонда «Дружок», было спасено и пристроено более 1500 животных. Они прошли процедуры стерилизации и вакцинации после необходимого лечения в ветклинике.
Кстати, у каждой собаки (их более 50-ти на данный момент) в приюте фонда «Дружок» есть прививочный паспорт. Они живут на территории приюта в теплых будках. Планируется постройка вольеров и забора, поэтому здесь рады любой возможной помощи.
Но во время поиска хозяина для питомцев обязательно оговаривается испытательный срок, еще важное условие — без самовыгула.
Бывшие бездомыши, когда они обласканы и пролечены, оказываются невероятными красавцами и безмерно любящими вновь обретенных хозяев! Напомним, что многие из них уже были домашними и все равно заведомо прощают человека за предательство.
Волонтерское движение защитников животных — это, бесспорно, большая поддержка соответствующим государственным структурам.
В Адыгее регулированием численности бездомных животных частично занимается и государственное охотхозяйство «Элота», о его работе мы неоднократно публиковали материалы на страницах «СА». Всего на территории охотхозяйства в пункте передержки — 50 вольеров для них, за год проходимость пункта передержки составляет порядка 100 собак. Животных лечат, вакцинируют, стерилизуют и снова отпускают в ту же городскую среду.
В целом отношение к животным — это зеркальное отражение социального здоровья общества, уровня его цивилизованности. Если родители побуждают своего малыша бросить камень в собаку, спокойно лежащую, например, под деревом во дворе, то должны знать, что плоды подобной жестокости они будут пожинать в годы собственной старости и страдать от равнодушия и жестокости детей и внуков.
Следует помнить, что в психиатрии в числе первых признаков патологии фигурирует жестокое отношение человека к животным.
Остановить нарастающую сегодня в обществе волну жестокости нужно всем нам, осознающим, что детей нужно воспитывать в любви к живой природе, в том числе к домашним животным, кошкам и собакам.
Безвозвратный отлов
Автору этих строк могут возразить те, кто терпеть не может животных или же каким-то образом пострадал от них. Тем более что в СМИ мы часто читаем заметки о нападении собак на жителей в других регионах России, правда, среди нападавших животных были и домашние, в том числе бойцовских пород, которые, кстати, запрещены к разведению в странах Европы.
В «СА» приходят обращения читателей — жителей Майкопа, которые просят содействия в отлове бездомных животных во дворах их многоквартирных домов: могут укусить, лают по ночам и тому подобное.
Не затрагивая особую тему догхантеров — сторонников жестокого убийства и бесконтрольного уничтожения бездомных животных, мы все же можем констатировать, что уменьшение численности бездомных животных происходит прежде всего на законных основаниях — путем безвозвратного, как сообщили в «Благоустройстве», отлова животных и утилизации трупов, которыми занимается подрядчик из Краснодара.
Как рассказал представитель подрядчика Максим Колосов, в ходе безвозвратного отлова бездомных животных порядка 40 их трупов ежемесячно вывозятся и утилизируются на промышленном предприятии в Тимашевске.
Вот уже шесть лет подрядчик работает на территории Адыгеи, в Майкопе — первый год.
Максим Колосов отметил, что во время безвозвратного отлова используются специальные средства: собака в течение 15 секунд теряет сознание и далее, понятно, становится объектом для утилизации.
По мнению подрядчика, стерилизация бездомных животных — это также тупиковый, неэффективный способ регулирования численности бездомных животных.
И все же остаются вопросы, связанные с оперативным вывозом погибших или подвергшихся безвозвратному отлову бездомных животных. Например, недавнее событие в Шовгеновском городке: 27 марта трупы собак продолжительное время лежали на территории зоны отдыха близ реки Белой.
По словам жителей городка, собаки были добрейшие, прожили в одном из дворов несколько лет. Дети, которые их постоянно кормили, рыдали.
Проблема бродячих животных в республике по-прежнему остра и вызывает справедливую тревогу как у общественников, так и у органов власти.
Марина Лебедева.
Тем временем
Как сообщает «РГ», в американских городах существуют государственные приюты, где пойманных на улице собак «передерживают» дней десять, а потом, если не объявятся хозяева, усыпляют. Поэтому у нас как раз пытаются перенести на нашу наводненную брошенными питомцами землю этот опыт «гуманного» убийства. Другое дело, что в США есть и частные приюты no-kill (не убей), куда можно сдать животное за плату. А купить его из приюта дешевле, чем в питомнике, — так стимулируется «усыновление» животных.
Бродячих собак там в отличие от нашей страны единицы, потому что хозяева бросают их редко. «Просто так» (по прихоти ребенка, например, изнывшегося: «хочу собачку») владельцем животного там не станешь, это всегда ответственность. Во-первых, нужно платить сбор — в среднем 20 долларов за стерилизованное животное и вдвое больше, если питомца не стерилизовали. Во-вторых, закон ограничивает численность животных у владельца. Хозяин просто не имеет права не контролировать процесс их размножения. В-третьих, животные должны иметь опознавательный жетон или чип. Убегут или потеряются во время прогулки — будет легче найти и вернуть домой.
В Европе многие страны объявлены полностью свободными от бродячих животных. В Великобритании, например, действует обязательное чипирование. Заводчики регистрируют всех щенков и только потом передают покупателям. Регулируются и «частные» продажи: если в течение года человек продает хотя бы три помета, он должен получить лицензию.
Когда все животные зарегистрированы, безнаказанно от питомца уже не избавиться. На улицу не выгнать. Собака надоела, стала неудобной? Раньше надо было думать — такой подход в ЕС, где приняты законы, защищающие животных (а в Швейцарии, например, есть даже «собачьи» адвокаты). В той же Германии выброс собаки на улицу приравнивается к «издевательскому отношению» и грозит штрафом в 25 тысяч евро.