Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Пасхальное поминовение усопших — давний христианский обычай. В разные времена он совершался по-разному и не в одни сроки. В первые века христианства, когда на верующих устраивались гонения, поминали убитых христиан тайком в катакомбах в первый день Пасхи.

Потом на Вселенском соборе было принято решение пасхальные поминовения совершать в Радоницу — во вторник второй недели Пасхи. А назван праздник Радоницей потому, что в этот день родственники усопших сообщают им великую радость о воскресении Иисуса Христа.

Однако в некоторых населенных пунктах Кубани и Адыгеи верующие поминают усопших родственников на кладбище в первый день Пасхи. Этот обычай родился в советские богоборческие годы, когда люди работали всю неделю. Вот и ходили советские люди на кладбище на Пасху, которая всегда бывает в воскресенье.

В нынешнем году Радоница выпадает на 25 апреля. Церковь никаких табу на посещение могил родных и близких не накладывает. Одно пожелание: не превращать поминовение близких в языческую тризну с обильным употреблением спиртного, когда подгулявшие родственники забывают, где они находятся, и распевают песни, а то и в пляс пускаются.

Как рассказал отец Александр, в Радоницу на кладбищах будут священники, которые по просьбам мирян совершат поминальные молитвы на могилах.

Пасхальная корзинка

К пасхальному разговению на Руси всегда готовились тщательно. Разговлялись только освященными церковью продуктами. Этот церковный обряд оказался очень стойким. Его не сломили десятилетия атеизма в нашей стране. Но не все знают, как подготовить снедь к освящению. В корзинку или на поднос, который обвязывают платком, чтобы удобно было нести, кладут пасхальные куличи, крашеные куриные яйца, другие скоромные продукты. Не надо нести на освящение все пасхальные припасы, достаточно малой доли.

Освящение проводится по окончании всенощной службы в 4 часа утра во дворах храмов. Не забудьте, уважаемые прихожане, особенно те, кто в храм собирается идти впервые, запастись свечами, причем покупать их надо не на базаре у торговок, а в церковных лавках.

В последние годы в некоторых храмах, в частности в Свято-Троицком кафедральном соборе, освящение продуктов для разговения проводится в предпасхальную субботу во второй половине дня до 18 часов.

На дежурстве — казаки

Пасха для казаков, которые являются православными верующими, всегда праздник праздников. Но в наше неспокойное время праздник не только согревает души, но и приносит заботы.

Как рассказал атаман Майкопского казачьего отдела Александр Данилов, в предпасхальную ночь казаки будут дежурить с начала и до конца праздничных церковных служб во всех храмах епархии. Особое внимание будет уделено главному храму Майкопской и Адыгейской епархии — Свято-Троицкому кафедральному собору в Майкопе.

И троекратный поцелуй

Из всех воспоминаний детства самое светлое у меня о Пасхе. Были послевоенные годы. Страна залечивала раны, жизнь постепенно улучшалась. Но еще очень много было трудностей. Однако продолжалось рожденное в годы войны потепление во взаимоотношениях церкви и государства.

Все младшие школьники тогда были пионерами. Но наша пионервожатая Валя Нихопалова не стыдила нас за то, что руки были красные от краски, потому как мы помогали матерям красить пасхальные яйца. Не ругала нас Валя и за то, что мы ходили с матерями и бабушками на кладбище поминать родню.

Но в церковь на всенощную мать нас не брала. Впрочем, «церковь» — слишком громко сказано. Это был реквизированный у кулака в тридцатых годах дом из трех комнат и под железной крышей, сданный внаем церкви. А настоящую станичную деревянную церковь безбожники растащили по бревнышкам с помощью «стального коня» — трактора Фордзон, специально пригнанного в станицу из районной МТС.

Помнится, пока мать — на всенощной пасхальной службе, мы долго не спим. В голову лезут разные мысли: а вдруг бог в самом деле есть и что он думает о том, что мы ходим в школу в красных галстуках, хором твердим речовки на атеистических представлениях? Смотрим на образ Матери Божией, выхватываемый из темноты красной мигающей лампадкой. Хочется спросить у нее, правильно ли мы делаем?..

Просыпаемся от петушиного пения. Вскоре раздается щелчок дверной щеколды — это мать вернулась со всенощной. Она ставит на стол узел с пасхальными куличами, крашеными яйцами, освященными в церкви к пасхальному разговению. Мы быстро вскакиваем с постелей, умываемся сильно охладившейся за ночь водой и — к столу. Перекрестившись на образа, мать разрезает пасхальный кулич, достает освященные крашеные яйца. Отец режет сало, домашнюю колбасу. Мы разговляемся. А завтрак еще впереди, мать сварит суп с мясом, кашу. Пока она будет этим занята, мы с братом отгоним корову на выгон, где пастухи собирают станичное стадо.

Позавтракав, выходим на зазеленевшую станичную улицу. В станице так было заведено, что все со всеми здороваются, и мы начали всем встречным говорить: «Здравствуйте». Но бабушка Дуня Чередникова подсказала нам, что в Пасху надо приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе», а отвечать на приветствие: «Воистину воскресе» и троекратно поцеловать приветствуемого.

Станичное кладбище (новосвободненцы говорили «могилки») заполнено людьми. Все в нарядных одеждах расселись у могил своих родных, каждый разложил на расстеленном платке гостинцы — пасхальные куличи разных размеров, крашеные яйца, пироги и пирожки. Зазывают друг друга, мол, подойди, помяни отца, мать, бабушку или дедушку. И что интересно, ни нищих, ни цыганок тогда на кладбище не было, только свои — станичники.

Вот и мать наша пришла, машет рукой, зовет к себе. Мы идем на могилы дедушек и бабушек, других умерших родственников своих родителей. Дедушка по материнской линии Леонтий Сазонов похоронен дальше всех — на пригорке, откуда видно все кладбище и ближние окрестности станицы. Мать вытирает слезинку, крестится. Дедушка Леонтий был глубоко верующим. Мальчишкой он вместе со взрослыми иноками все лето шел из Соловецкого монастыря в Свято-Михайловский. По достижении совершеннолетия не стал принимать постриг, ушел в мир и поселился в станице Царской (теперь Новосвободная). Мы с братом тоже крестимся перед могилой дедушки, предварительно осмотревшись по сторонам — а то в школе будут смеяться.

На кладбище появился батюшка. Не дожидаясь приглашения, он подходит к могилам, читает заупокойную молитву. Станичники знают, что отец Иоанн живет одиноко, и щедро суют ему в сумку пасхальную снедь.

Перед обедом станичники расходятся по домам. Кладбище затихает. Только слышатся всхлипывания тети Нюры Шубиной у могилы покойного мужа. Станичники сочувствуют ей, жалеют ее. Это же надо такому случиться: всю войну прошел дядя Серега, а два года назад умер от незаживавшей фронтовой раны.

У каждого мальчишки полтора-два десятка надаренных яиц. Радость-то какая! И не только от подарков — весна пришла. Она принесет новую жизнь — гораздо лучшую, в этом никто из моих земляков тогда не сомневался…

Дмитрий Крылов

17.04.2017 в 12:23
Возрастная категория материалов: 16+