О моральном долге и ответственности

Заместитель председателя Верховного суда Адыгеи Ольга Соловьева рассказала обозревателю «СА» о санкциях для пьяных водителей, системе «Платон» и о том, какие возможности предоставляет закон гражданам, желающим судиться с государством, чтобы отстоять свои права.
— Ольга Михайловна, вы были назначены на должность Указом Президента России, который вышел 23 февраля 2017 года. Совпадение, вероятно, случайное, но символичное в том смысле, что статус судьи предполагает служение интересам законности и защите прав граждан. Между тем уже больше года действует Кодекс административного судопроизводства России (КАС РФ). Расскажите, как часто и насколько успешно жители Адыгеи судятся, защищая свои права, с органами власти и их должностными лицами?
— Новый кодекс расширил права граждан на судебную защиту, позволил более масштабно и эффективно разрешать споры с представителями власти. Главная цель, которая декларировалась при его разработке, — обеспечить равенство в административном процессе граждан и государственных органов. В таких спорах не должен действовать принцип равенства сторон, поэтому законодатель возлагает бремя доказывания законности принятых решений на представителей власти, а суды обязывает содействовать наименее защищенной стороне — лицу, обратившемуся в суд.
Жители Адыгеи воспользовались новыми возможностями, как, впрочем, и административные органы, поспешившие обратиться к мировым судьям за выдачей приказов о взыскании бесспорных обязательных платежей. В некотором смысле органы власти оказались результативнее. По их заявлениям выдано 11,2 тыс. судебных приказов о взыскании обязательных платежей и санкций. Однако районными судами и Майкопским городским судом также рассмотрены более трех тысяч административных исков граждан, 2858 из этого числа — удовлетворены.
Показательна и такая статистика. Верховным судом Адыгеи как апелляционной инстанцией в 2015 году рассмотрено 29 дел по жалобам на судебные решения по административным искам, а в прошлом году их количество сразу возросло в четыре раза — до 116.
— Но, возможно, не всякий человек сразу разберется, куда, в какой суд нести административное исковое заявление….
— Административные дела по новому порядку рассматривают суды общей юрисдикции, в том числе мировые судьи, которым стали подведомственны дела о выдаче судебных приказов — судебных актов, выносимых судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.
Остальные суды по правилам подсудности (статьи 17—27 КАС РФ) рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов и решений, действий или бездействия органов власти, должностных лиц и служащих, о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц (например, налогов), о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (по делам судов общей юрисдикции), о госпитализации граждан в медицинские организации в недобровольном порядке и ряд других.
Обращаю внимание на то, что споры, направленные на достижение конкретного материально-правового результата (например, это исковые заявления об увеличении пенсии, предоставлении жилья), даже с участием административных органов, рассматриваются в рамках гражданского судопроизводства. Судебная практика в этом направлении только формируется. Видимо, будут еще некоторые коррективы со стороны законодателя.
Помимо этого следует помнить, что некоторые категории административных дел, например, дела об оспаривании кадастровой стоимости земли, дела, связанные с государственной тайной, отнесены законом к подсудности судов субъектов Российской Федерации, а также Верховного суда Российской Федерации (например, оспаривание нормативных актов Президента России, Правительства и другие дела).
— Дела об административных правонарушениях — это еще одна сфера взаимодействия граждан и государства. И если говорить о насущном, борьба с дорожными нарушениями, в том числе «пьянкой за рулем», остается одним из наиболее значимых для общества вопросов….
— Ситуация на дорогах остается напряженной. Если говорить об итогах прошлого года, наибольшее количество среди рассмотренных мировыми судьями дел об административных правонарушениях на дорогах касалось выезда на встречную полосу (более 1,2 тыс. случаев), невыполнения водителем требований о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (более 1,22 тыс.), управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (759). Всего за дорожные нарушения подвергнуты административным наказаниям 3244 лица. Более 1,3 тыс. нарушителей лишены водительских прав.
Законодатель с целью оградить общество от социально опасных водителей повысил степень ответственности за так называемую повторную пьянку за рулем. Вместо административной ответственности за подобные деяния введена ответственность уголовная. Соответствующая статья появилась в Уголовном кодексе 1 июля 2015 года. Ею в качестве санкций к нарушителям предусмотрены крупные штрафы, обязательные работы или лишение свободы на срок до двух лет. Какое бы наказание ни избрал суд, дополнительно нарушитель будет лишен водительских прав на срок до трех лет.
По данной категории уголовных дел в судах республики складывается единая практика, которая отвечает задачам государства по предупреждению ДТП, а также сохранения жизни и здоровья граждан. Показательный пример. В Верховный суд Адыгеи поступила апелляционная жалоба от гражданина, приговоренного к лишению свободы сразу по двум статьям Уголовного кодекса — по части 1 статьи 166 (угон автомобиля) и по статье 264.1 (за управление транспортным средством в состоянии опьянения). Жалоба осужденного на, как он полагал, излишнюю суровость приговора к лишению свободы по статье 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации была отклонена.
Ужесточилась и ответственность за нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью или гибель людей. К примеру, за неосторожную аварию, если при этом погиб человек, пьяному водителю грозит от двух до семи лет лишения свободы.
Ежегодно в ДТП гибнут более 25 тысяч жителей нашей страны, более 250 тысяч получают травмы. Львиная доля аварий происходит по вине нетрезвых водителей, которых не останавливают ни высокие штрафы, ни отсутствие водительских прав. Поэтому ужесточение уголовной ответственности для таких граждан — это мера вынужденная и необходимая.
Однако беспокоит то, что часто по соответствующим статьям Уголовного кодекса перед судом предстают молодые люди. Общество всегда поддерживает тех, кто пострадал от нерадивых водителей. Однако судимость также ломает жизнь самим преступившим закон людям, их родным и близким. Хотелось бы обратиться к общественности, к нашим ветеранам, старейшинам. Пожалуйста, работайте с молодежью, прививайте подрастающему поколению понимание морального долга перед обществом, объясняйте всю пагубность безответственного поведения на дорогах!
— А есть ли примеры привлечения к административной ответственности за нарушения, совершенные водителями большегрузов?
— В Адыгее отмечено резкое снижение количества дел о нарушениях правил дорожного движения лицами, управляющими тяжеловесными или крупногабаритными транспортными средствами, а также перевозящими опасные грузы. В 2015 году судами республики назначено наказание в отношении 1468 правонарушителей этих норм, а в 2016 году — только 18. Полагаю, что улучшение ситуации связано не только с повышением уровня правосознания самих водителей, это также закономерный результат серьезной профилактической работы, проводившейся властями и правоохранительными органами. Сокращение количества нарушений свидетельствует и об эффективности введенного государственного контроля за большегрузным транспортом посредством системы «Платон».
Относительно самой системы «Платон» в обществе существуют две полярные позиции. Есть ее рьяные противники, но есть и водители, считающие справедливым взимание с большегрузов повышенной платы. С новшествами можно соглашаться или нет, можно обсуждать величину тарифов, но очевидной является необходимость государственного контроля за массой перевезенных грузов и справедливостью платы за ущерб, наносимый покрытию автомобильных дорог крупногабаритными перевозками. Отмечу, что российский законодатель в этом вопросе достаточно лоялен. Во многих странах плата взимается за гораздо более легковесный транспорт, чем автомобиль массой свыше 12 тонн, как это установлено в России.
Ключевое значение имеет и то, что Конституционный суд России Постановлением от 31 мая 2016 года признал не противоречащим Основному закону постановление Правительства, которым установлено взимание платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам большегрузными автомобилями, и статьи 12.21.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ, устанавливающей ответственность за невнесение соответствующих платежей.
— Не теряет ли своей актуальности проблема страхования автомобилей? Как разрешаются дела о возмещении ущерба после ДТП?
— Судами Адыгеи рассматривается значительное количество дел, вытекающих из договоров автострахования. В 2016 году их рассмотрено более 2,6 тыс., принято 2245 решений. Из них 2192 иска удовлетворены, в 53 отказано.
Объективные причины, связанные со злоупотреблениями сторон договоров автострахования своими правами, привели к тому, что в закон об ОСАГО внесены изменения, предусматривающие преимущество натурального возмещения перед денежным. Теперь пострадавшим в ДТП водителям потребуется обращаться в страховую компанию не за деньгами, а за направлением на ремонт. Сервис будет выбирать автовладелец из предложенных ему страховщиком вариантов. При этом расстояние до сервиса не должно превышать 50 километров. Ремонт будет производиться без учета износа и только новыми деталями. Исключение сделано для автомобилей, на которые новые детали найти невозможно, но и то по согласованию со страхователем. Новые автомобили — не старше двух лет — должны восстанавливаться на дилерских автосервисах.
Кроме того, Центробанк предупредил страховщиков, что в случае неисполнения обязательств перед страхователями по организации ремонта будет приостанавливать возможность таким компаниям направлять автомобили на ремонт, что повлечет расплату с пострадавшими деньгами.
Изменения коснулись только вновь заключенных договоров ОСАГО. Для всех заключенных ранее договоров правила останутся прежними. Водители, попади они в аварию не по своей вине, смогут претендовать на денежное возмещение на прежних условиях. Кроме одного — выплата будет производиться с учетом износа. Как в дальнейшем сложится судебная практика, покажет время.
— Мы часто слышим жалобы на то, что ОСАГО не покрывает всех издержек. Что вы можете сказать жителям Адыгеи по этому поводу?
— Приведу еще один пример из практики Верховного суда Адыгеи. Произошла авария, в результате которой перевернулась оборудованная на базе грузового автомобиля пасека. Дорога, как рассказывали очевидцы, была залита медом на десятки метров. Владельцы пасеки обратились в суд с требованиями о возмещении морального вреда за причиненные травмы и материального ущерба. Суд первой инстанции удовлетворил требования в части морального вреда, но в компенсации за потерянную пасеку и мед отказал. На это решение была подана апелляционная жалоба.
Истцом выступал молодой человек. Достаточно было взглянуть на его руки — руки настоящего труженика, чтобы понять, с какими усилиями и какими стараниями он вел свое дело. И вот в результате аварии его семья, которая жила за счет производства меда, буквально в один миг лишилась всего нажитого за долгие годы. Изучив материалы дела, мы нашли основания для полного удовлетворения его исковых требований. Ответчики были обязаны возместить материальный ущерб за уничтоженную пасеку в сумме более 3,6 млн. рублей.
Каков же вывод? Автомобиль — это источник повышенной опасности, что предполагает повышенный уровень гражданско-правовой ответственности в случае ДТП. Ущерб, который водитель может вольно или невольно причинить иным лицам, может оцениваться в очень значительные суммы. А учитывая определенные ограничения выплат по договорам ОСАГО, возможно, участникам дорожного движения стоит задуматься и о дополнительном страховании своей автогражданской ответственности.
Дмитрий Кизянов