На фронт — добровольно

В этом году исполняется 75 лет Адыгейскому добровольческому кавалерийскому полку. Свой боевой путь он начал в труднейшее время героической обороны Кавказа — 2 августа 1942 года под кубанской станицей Кущевской и завершил его 11 мая 1945 года в Чехословакии под Прагой.
За проявленные в боях высокое мастерство, героизм и отвагу свыше 3 тысяч его воинов награждены орденами и медалями, а младший сержант Алексей Пономарев удостоен звания Героя Советского Союза. Всему полку присвоено звание гвардейского, награжден орденами Красного Знамени, Кутузова III степени и Александра Невского. И с 27 августа 1942 года полк стал 40-м гвардейским Кубанским казачьим кавалерийским полком.
Формирование соединений
В самом начале Великой Отечественной войны в стране было развернуто ополченческое движение. 15 октября 1941 года Краснодарский крайком партии обратился в Государственный комитет обороны с предложением сформировать три казачьи кавалерийские дивизии в порядке добровольности из числа казаков и адыгов непризывного возраста. В Москве поддержали эту инициативу, и 22 октября 1941 года началось формирование казачьих соединений на Кубани.
На Адыгейскую автономную область возлагалась задача сформировать добровольческий полк. 25 октября 1941 года состоялось заседание бюро обкома ВКП(б), на котором было принято решение о формировании Адыгейского кавалерийского полка из числа добровольцев в возрасте от 40 лет и старше.
Этим же постановлением командование полка и его формирование возлагалось на Илью Жеребкина, комиссаром полка был назначен Осман Сообцоков, работавший первым секретарем Шовгеновского райкома ВКП(б). Штаб возглавил Павел Цыба, помощником командира по материально-техническому обеспечению стал Михаил Коротаев.
Организованно и быстро
Формирование сотен в районах шло организованно и быстро. Уже 27 ноября 1941 года сотни были выведены в станицу Ханскую, где началось их организационное сведение в эскадроны и другие подразделения.
В полк добровольцами записывались не только потомственные казаки, но и адыги, из которых в числе первых записался Рамазан Потоков, житель аула Мамхег.
В короткий срок промышленные предприятия, мастерские и колхозы области сделали все возможное, чтобы обеспечить полк всем необходимым. Были выбраны и переданы в полк лучшие лошади. В оперативном порядке были изготовлены клинки, ножны, седла, стремена, тачанки, походные кухни. Были сшиты черкески, башлыки, кубанки, сапоги.
И вот 4 января 1942 года приказом ставки Верховного главнокомандования Адыгейский добровольческий кавалерийский полк получил официальное наименование — 29-й Кубанский казачий кавалерийский полк — и был введен в состав 13-й Кубанской казачьей кавалерийской дивизии, которая в свою очередь вошла в состав 17-го казачьего кавалерийского корпуса.
В конце января 1942 года полк передислоцировался из станицы Ханской в станицу Геймановскую. В феврале 1942 года в командование полком вступил майор Иван Соколов, награжденный за бои под Смоленском орденом Красного Знамени. Военным комиссаром полка был назначен старший политрук Антон Чегланов.
Боевое крещение
Первое боевое крещение Адыгейский полк получил 2 августа 1942 года под Кущевкой, где на рубеже Кущевская — Шкуринская — Канеловская корпус, которым командовал генерал-майор Николай Кириченко, вел ожесточенные оборонительные бои, сдерживая яростный натиск превосходящих сил противника.
Введенный из второго эшелона для нанесения упреждающего удара по изготовившемуся к наступлению противнику Адыгейский полк в составе дивизии, в командование которой вступил полковник Борис Миллеров, стремительно атаковал противника. Обратив его в бегство, полк преследовал на глубину до девяти километров, уничтожив при этом до 400 гитлеровцев и взяв в плен 40 солдат и офицеров.
Это была изумительная по силе удара и красоте атака, продолжавшаяся 3 часа 40 минут. Пример подавал сам командир майор Соколов, павший в этом бою смертью храбрых. За свой подвиг он был награжден орденом Ленина (посмертно).
Ордена Красного Знамени был удостоен политрук эскадрона Яхья Азашиков. Не зная страха в бою, не отставал от него рядовой Рамазан Потоков. Ордена Отечественной войны был удостоен Айдамир Ачмизов, ставший впоследствии Героем Советского Союза.
Кущевская атака кубанских казаков и Адыгейского полка сыграла важную роль в ходе дальнейших боевых действий на Северном Кавказе. Однако, несмотря на успешные действия казаков, исходя из общей оперативно-стратегической обстановки, войска фронта вынуждены были с боями отходить. Адыгейский полк вел ожесточенные бои в районе Гиагинской, Келермесской и Ханской.
Сдерживая яростный натиск гитлеровцев, рвавшихся к Туапсе, кубанские казаки и Адыгейский полк, как писала газета «Красная Звезда», «проявляли настоящее упорство в выполнении боевого приказа и показывали пример, как нужно вести войну с немцами. Приказано остановить немцев — и казаки дерутся, как львы, но немцев не пропускают».
В дальнейшем боевые действия полка были перенесены на территорию Ставропольского края, где он в течение октября-декабря 1942 года совершал глубокие рейды по тылам Моздокской группировки противника, нарушая его коммуникации, прикрывая железную дорогу Кизляр — Астрахань и отвлекая противника от Моздок-Малгобекского направления, чтобы сорвать его наступление.
Коренной перелом
Разгром фашистских войск под Сталинградом обозначил коренной перелом в ходе войны. Боясь повторения «котла», немецкое командование в начале января 1943 года начало спешный отвод своих войск с Северного Кавказа. Советские войска, в том числе и 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус, начали преследование врага. К началу марта казаки прошли с ожесточенными боями около 500 километров и вышли к Азовскому морю. На этом боевые действия кубанских казаков на Северном Кавказе завершились.
В августе 1943 года началась Донбасская операция войск Южного фронта. В ходе операции Кубанский корпус получил задачу совершить рейд в тыл противника, подойти к Таганрогу с запада и, замкнув кольцо окружения, не допустить отхода вражеской группировки. Героический рейд казаков и воинов-адыгов, получивший название Таганрогский, проходил в условиях непрерывного воздействия противника и особенно его авиации. Но задача была блестяще решена. 29 августа части корпуса вышли к Миусскому лиману, создав условия для окружения немецких войск, находившихся под Таганрогом. 30 августа в честь 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса в Москве впервые прогремел салют.
В марте-апреле 1944 года Кубанский казачий кавалерийский корпус, которым стал командовать генерал-лейтенант Исса Плиев, участвует в Березнеговато-Снигиревской и Одесской наступательных операциях по освобождению юга Украины. По воспоминаниям нового командира корпуса Адыгейский полк сыграл решающую роль в ходе глубокого оперативного рейда в овладении важным узлом обороны противника — станцией Кучурган.
В июне 1944 года Кубанский корпус прибыл в Белоруссию, где в составе 1-го Белорусского фронта, которым командовал генерал армии Константин Рокоссовский, участвовал в операции «Багратион», приведшей к разгрому одной из крупнейших вражеских группировок, освобождению многострадальной белорусской земли от гитлеровских захватчиков и переносу боевых действий на территорию Польши.
В ходе Белорусской операции в боях на улицах Слуцка 30 июня осколком снаряда был тяжело ранен командир Адыгейского полка подполковник Головащенко. Врачи настойчиво боролись за жизнь командира, но спасти его не удалось.
Возвращение домой
В мае 1945 года Адыгейский полк участвовал в Пражской наступательной операции и войну закончил 11 мая под Златой Прагой.
В сентябре 1945 года полк возвратился в Адыгею и дислоцировался в станице Дондуковской. Штаб дивизии и другие ее части располагались в городе Майкопе, станицах Гиагинской, Ханской, Белореченской.
23 сентября 1945 года жители Майкопа и области торжественно встречали своих земляков-победителей.
31 июля 1946 года полк, как и все части корпуса, был расформирован.
После войны был создан Совет ветеранов 10-й гвардейской Кубанско-Слуцкой Краснознаменной орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого казачьей кавалерийской дивизии.
В Майкопской средней школе №22 был создан музей, посвященный боевым подвигам Адыгейского полка и дивизии. Здесь периодически проводились встречи с ветеранами дивизии, уроки мужества, на которых подрастающее поколение воспитывалось в духе любви и гордости за свой народ, за свое героическое прошлое.
22 апреля 1990 года решением исполкома Майкопского городского Совета народных депутатов СШ №22 было присвоено почетное имя 10-й гвардейской Кубанской казачьей Краснознаменной орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого кавалерийской дивизии.
Николай Старков, заместитель атамана Майкопского казачьего отдела.