Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Человек, находящийся за рулем автомобиля — источника повышенной опасности, несет повышенную ответственность за вред, причиненный им в результате ДТП. Об этом еще раз напомнил Верховный суд Адыгеи, подтвердив право пострадавшего на своевременную и полную компенсацию материального и морального вреда водителем, виновным в дорожном происшествии.

Фабула дела такова. На одной из улиц Майкопа был сбит пешеход, который после этого долгое время находился на лечении и перенес несколько операций. Гражданская ответственность водителя была застрахована, потерпевшему произвели страховую выплату в размере 160 тыс. рублей, которая, однако, покрыла только часть утраченного заработка и расходов по приобретению лекарств. Поэтому пострадавший обратился в суд с иском к виновнику случившегося о возмещении материального и морального вреда.

По общему правилу, каждая сторона спора в суде должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в основании своих требований или возражений. В данном случае потерпевшему нужно было представить доказательства, подтверждающие факт повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Особых сложностей с этим не возникло. После аварии в отношении водителя было возбуждено уголовное дело. Затем его прекратили по амнистии. Тем не менее суд пришел к выводу, что и постановление о прекращении уголовного преследования, коль скоро оно не было обжаловано и не отменено, является подтверждением вины ответчика. Кроме того, факт причинения вреда здоровью подтверждался заключением эксперта, данным в рамках этого уголовного дела. Выписной эпикриз и медицинская карта свидетельствовали о том, что пострадавший находился на стационарном лечении в травматологическом отделении и в течение десяти месяцев был нетрудоспособен.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что не определены конкретный период временной нетрудоспособности и степень утраты профессиональной трудоспособности. Тем не менее суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. В счет компенсации материального ущерба было взыскано 165 тыс. рублей. Компенсация морального вреда составила 20 тыс. рублей.

Решение суда вступило в силу и подлежало исполнению. Однако ответчик обратился к судье с заявлением о предоставлении рассрочки его исполнения на три года с ежемесячной выплатой в 10,5 тыс. рублей. Это мотивировалось тяжелым финансовым положением. Суд отказал. Ответчик обжаловал это определение в Верховный суд Адыгеи. Однако коллегия по гражданским делам Верховного суда РА не нашла оснований к отмене или изменению состоявшегося решения.

— При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления должник вправе поставить перед судом вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения. Однако в этом случае заявитель не предоставил доказательств наличия исключительных обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда, — прокомментировали данный случай в пресс-службе Верховного суда Адыгеи. — Тяжелое материальное положение не является самостоятельным основанием для предоставления рассрочки. Само по себе отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от исполнения обязательства, а равно не может явиться уважительной причиной, объективно препятствующей исполнению решения суда. Кроме того, судом первой инстанции было правомерно принято во внимание то обстоятельство, что предоставление рассрочки приведет к необоснованному затягиванию исполнения решения и существенно повлияет на имущественные права взыскателя — гражданина, пострадавшего от ДТП.

После этого случая на имя председателя Верховного суда Адыгеи поступило письмо за именем истца, который благодарил судей за внимательное отношение к людям, профессионализм, высокие моральные качества при рассмотрении дел.

— Подобные благодарственные письма нередко поступают в адрес Верховного суда РА, что является подтверждением реализации задач правосудия по защите и восстановлению прав граждан в судебном порядке, — резюмировали в пресс-службе.

Дмитрий Федоров

Справка

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Кроме того, при причинении увечья или ином повреждении здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок или доход, который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы (на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение и т.д.). Компенсация морального вреда (за физические и нравственные страдания) осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности, в том числе автомобилем. При определении размеров такой компенсации принимаются во внимание степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. При определении размера компенсации должны учитываться также требования разумности и справедливости.

10.05.2017 в 22:27
Возрастная категория материалов: 16+